Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ПРИОРИТЕТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ВЕРЕВКИН А.В.

к.социол.н, доцент КазНУ им. аль-Фараби

ЛИФАНОВА Т.Ю.

к.социол.н, доцент КазНУ им. аль-Фараби

ПРИОРИТЕТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Одним из основных направлений развития современного Казахстана является формирование правового государства, развитие и укрепление демократических институтов, что не возможно без активного участия со стороны гражданского общества. Развитию гражданского общества уделяется большое внимание во многих программных документах – «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», «Концепции развития гражданского общества РК» и др. Большое внимание уделяется данному вопросу и в международном масштабе.

Успехи в области информационной политики, активизация гражданского сектора достигнутые в Казахстане за последние годы, являются одним из показателей демократических преобразований в обществе и дальнейшие шаги, направленные на развитие гражданского образования, формирование социальной ответственности представляется эффективным и актуальным.

Гражданское образование - это важный аспект укрепления способности общества управлять собственными делами, дополняющий развитие возможностей на индивидуальном и институциональном уровне. В основе гражданского образования лежат ценности и принципы прозрачности, участия, активного реагирования, подотчетности, предоставления полномочий и справедливости. Неотъемлемыми составляющими гражданского образования являются средства коммуникации и доступ к информации. Эти ценности и принципы определены и разработаны в Практической записке ПРООН по доступу к информации [1].

Задаваясь вопросом об актуальности программ в области гражданского образования возможно обратиться к небольшому эмпирическому срезу по проблемам развития гражданского общества в Казахстане [2, с. 144].

Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов. Гражданское общество взаимодействуя с государством, изменяет его и меняется само под воздействием права. В целом для гражданского общества характерны следующие особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти, в силу их способности к самоорганизации. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Специалисты уверены, что полноценное развитие государства невозможно без развития гражданского общества. Таким образом, успешное и стабильное развитие общества возможно только при одновременном соблюдении и реализации ряда условий, в число которых непременно входит и развитие гражданского общества. В рамках исследования по проблеме анализа общественного мнения казахстанцев в аспекте основных направлений деятельности ОБСЕ респондентам был задан ряд вопрос об оценке необходимости развития гражданской инициативы, уровне развития правосознания и приоритетных направлениях дальнейшего формирования гражданского общества. И хотя целостно оценить уровень развития гражданского сектора по нескольким вопросам представляется не вполне объективным, однако результаты опроса напрямую свидетельствую от росте гражданской активности и понимании ее необходимости. По данным исследования 2008 г. [3] необходимость расширения гражданской инициативы ставят под сомнение лишь 9,6% респондентов. По данным 2009 г. этот показатель составил 8,7%, а в 2010 снизился еще до 5,4%, то есть можно говорить о постепенном расширении гражданского общества в Казахстане, росте патриотизма и социальной ответственности. Развитие данной сферы в Казахстане предполагает появления самостоятельных субъектов гражданского общества, различных НПО, деятельность которых способствует преодолению инертности в области гражданского самоуправления.

Проблема реализации и защиты прав человека является одной из приоритетных задач деятельности многих международных организаций – в том, числе ОБСЕ. В терминологии ОБСЕ термин «человеческое измерение» используется для обозначения набора норм и видов деятельности, связанных с правами человека и демократией. «За время с 1975 года ОБСЕ разработала широкий набор норм и стандартов в области прав человека, которые в целом отражают традиционные нормы и концепции прав человека, зафиксированные в других международных соглашениях и декларациях касающихся прав человека. Опираясь на эти документы, ОБСЕ также разработала и целый ряд стандартов, которые являются весьма новаторскими как по форме, так и по содержанию» [4, с. 13]. В рамках исследования респондентам был также задан вопроса о приоритетных направлениях деятельности Казахстана в рамках реализации обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения. В ответах на данный вопрос предполагалась возможность выбора респондентами нескольких позиций и их последующее ранжирование. Как видно из полученных данных основным приоритетом, выбранным респондентами с наибольшим количеством голосов, является вариант ответа «Защита прав человека» - (45,4% - 2009 г.; 53,1% - 2010 г.), следующим по значимости следует ответ «Экономическая и экологическая безопасность» - (38,2% - 2009 г.; 34,4% - 2010 г.), затем «Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов» - (30,2% и 28,2% соответственно). И наконец, по степени убывания можно выделить и другие направления, такие как «Меры по построению доверительных отношений и безопасности» - (26,5% - 2009 г. и 34,4% - 2010 г.), «Развитие демократических институтов» - (24,7% - 2009 г.; 25% - 2010 г.), «Контроль над распространением вооружений - (18,6% - 2009 г. 14,5%)», и набравшая наименьшее (8,6% и 7,8% соответственно) количество голосов позиция - «Мониторинг выборов».

Возможно также привести данные по проблеме развития правовых знаний как одном из направлений гражданского образования. Оценивая уровень правой грамотности населения лишь 8,2% респондентов охарактеризовали существующие у населения знания о содержании и изменениях законодательства как достаточные, исчерпывающие. Более критичные ответы на данный вопрос распределились практически равномерно между двумя позициями - «Недостаточны, но уровень правовой грамотности растет» - 41,1% и «Не достаточны» - 41,9% [2, с. 133-134].

Наконец, оценивая меры способные стимулировать развитие в Казахстане гражданских и политических институтов с точки зрения общественного мнения возможно перечислить важнейшие из них в следующем порядке по убыванию их значения [2, с. 135]:

1. Усиление контроля за соблюдением прав человека 38,1%

2. Развитие НПО 29,8%

3. Развитие местного самоуправления 25,3%

4. Расширение информационного пространства 12,4%

5. Развитие культурных национальных центров 10,7%

6. Миграционная политика 5,8%.

Приведенные данные в целом показывают, что в современном Казахстане идет активный процесс формирования новых (невостребованных в советский период) институциональных форм гражданской активности, происходящей параллельно с формированием в общественном сознании ценностей патриотизма, социальной ответственности и правосознания. Все эти процессы актуализируют формирование в Казахстане собственной модели гражданского образования. В итоге основное содержание эффективных программ гражданского образования заключается в оказании помощи в построении гражданского общества, что в свою очередь означает создание постоянно обновляющегося полностью активного объединения добровольных организаций, предназначенного для достижения общих целей. Формирующееся новое содержание политической культуры граждан должно базироваться на понимании роли частной инициативы, гражданской активности и социальной ответственности. Безусловно, одной из наиболее значимых форм гражданского общества – являются неправительственные организации. Неправительственные организации всех видов, некоторые более формальные, чем другие, некоторые более крупные и некоторые очень маленькие, представляющие объединения одинаково мыслящих индивидуумов, преследующих общие желаемые цели (в то же время уважающие право других делать то же самое) требуют как атмосферы терпимости, так и уважения и юридических установок, которые сделали бы их существование возможным. Иными словами, развитие гражданское общество формируется на базе правового государства посредством реализации приоритетов демократического законодательства и расширения правового сознания, патриотизма и гражданской активности, что в конечном счете ведет к необходимости постепенного расширения знаний населения в области образования по правам человека.

«Для того чтобы стать успешным в развивающихся странах, которые демонстрируют широкое разнообразие, просвещение в области прав человека гражданское образование в идеале должно быть связано с поддержкой общего толерантного отношения к людям, мирного разрешения конфликтов и проблем, а также исходить из реально существующих местных условий. Подобная точка зрения, преобладающая среди специалистов по вопросам просвещения в области прав человека, применима, прежде всего, к новым демократическим государствам», - полагает Дэвид Питтс.

Гражданское образование в различной научно-методической литературе определяется как образование в области прав человек, а также как «граждановедение». При этом многие специалисты утверждая приоритетный характер целей гражданского образования отмечают, что существуют общее недопонимание его основных структурных компонентов, которые требуют отдельной научной разработки и последующей практической апробации. Как отмечает, Д. Пилон, даже само упоминание термина «гражданское образование» люди встречают пожимая плечами». «Гражданское образование для нового общества сталкивается с трудноразрешимой проблемой: изменить избирателя таким образом, чтобы он стал смелым, поддерживающим сотрудничество, даже благородным, человеком, который мог бы принимать свои собственные решения, основываясь на своих собственных суждениях, который без боязни мог бы оспорить мнения другого человека, но при этом уважать его, и его мнение, который мог бы изменить свои суждения, если факты оправдают это изменение, и мог бы присоединиться к другим, если общие усилия (общие действия) являются более эффективными, чем деятельность в одиночку. Другими словами, результатом гражданского образования должно быть формирование другого вида человека - человек демократический (homo democraticus) не имеет четкого отпечатка, части его тела и извилины головного мозга не могут быть сконструированы в соответствии с отождествляющими размерностями подобно карте, проектирующей улицы для пешеходов. Он должен создать себя сам» [5].

Обобщая международный опыт в области гражданского образования возможно в первую очередь упомянуть о таком документе как «Рекомендация № R (85) 7 Комитета министров государствам-членам о преподавании и изучении прав человека в школах», принята Комитетом министров Совета Европы 14 мая 1985 года. В документе выделены следующие основные положения:

1.1. Понимание прав человека и опыт в этой области являются для молодежи важным элементом подготовки к жизни в демократическом и плюралистическом обществе. Это является частью социального и политического образования, которое включает взаимопонимание между народами и культурами.

1.2. Понятия, связанные с правами человека, могут и должна внедряться в сознание с самых малых лет. Так, например, дети, посещающие детский сад или обучающиеся в начальной школе, могут уже приобрести опыт ненасильственного урегулирования конфликтов и уважения другого человека.

1.3. Ознакомление молодежи с более абстрактными понятиями прав человека, такими, которые подразумевают понимание философских, политических и юридических концепций, может осуществляться на уровне средней школы при изучении таких предметов, как история, география, социальные науки, курсы морали и религии, языки и литература, текущие события и экономика.

1.4. Поскольку права человека неизбежно связаны с политикой, преподаватель должен всегда исходить из международных пактов или соглашений и стараться избегать навязывания своих собственных убеждений ученикам и втягивания их в идеологическую борьбу.

В послании Президента Республики Казахстан «К свободному и безопасному обществу» отмечено, что на пути движения к демократии просматривается одна из первых задач – это создание реального правового государства: «Все граждане должны научиться жить по законам. Демократия это не только политические свободы, а реализация фундаментальных прав» [6].

На уровне казахстанского законодательства проблемы развития образования в области прав человека, в первую очередь, основывается на Постановлении Президента Республики Казахстан №2347 «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан» и Постановлении Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 1382 «О Программе по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы». Необходимо также отметить «Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006 – 2011 годы». В целом в соответствии с международными нормами концепция гражданского образования базируется на основополагающих принципах Всеобщей Декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции прав ребенка, а также на национальном законодательстве в области образования, молодежной политики, гендерного равенства.

По вопросу гражданского образования возможно выделить несколько основных аспектов требующих отдельного рассмотрения. Во-первых, это вопрос о приоритетной сфере реализации проектов по граждановедению. Ответ на данный вопрос в основном ориентирован на обоснование необходимости его реализации именно на уровне школьного образования, а также в отношении молодежи и, в особенности, учащейся молодежи. В данном контексте гражданское образование возможно реализовать и как процесс обучения гражданина, и как компонент социализацию личности. Все большее признание получает мнение, согласно которому молодежь следует обучать правам человека не только потому, что это важно для общества, но и потому, что различные виды занятий, связанные с этой работой, очень полезны для самих молодых людей, и они это ценят. Современное общество и, в особенности, молодежь, все чащи сталкиваются с различными формами социального отчуждения, религиозных, этнических и национальных различий, а также с преимуществами и недостатками - которые несет с собой набирающая темпы глобализация. Обучение правам человека затрагивает эти важные вопросы и помогает осмыслить различные взгляды, воззрения, отношения и ценности современного многокуль­турного общества. Оно помогает людям найти пути использования этих различий с положительным результатом [7, с. 23].

Последующее обучение в области прав человека в рамках программ переподготовка кадров, институтов повышения квалификации, тематических курсов необходимо, но способно лишь точечно решить проблемы социального и личностного развития.

Определяя структурные компоненты гражданское образование, необходимо ответить на вопрос об основных знаниях, умениях и навыках формируемых в результате тех или иных программ образования в области прав человека. Гражданское образование – это комплекс интегрированных предметов, направленных на изучение прав человека, основ демократии, культуры мира. В обширном методическом пособии «Компас. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи» (2003 г.) выделены следующие тематические разделы: содержание и основные принципы реализации важнейших прав человека, обучение гражданственности, личное и социальное образование, глобальное образование, межкультурное образование, обучение проблемам развития, экологическое образование, обучение культуре мира, правовое образование.

С другой стороны ответ на вопрос о том, какие знания необходимы в первую очередь молодым людям, возможно выразить в терминах педагогики и проблемы поиска важнейших компетенций формируемых в данном образовательном компоненте. Традиционно их разделяют на знания, навыки и умения, ценностные ориентации [7, с. 21-22]

Знания:

  • Основные понятия: свобода, справедливость, равенство, человеческое досто­инство, недискриминация, демократия, универсальность, права, ответственность, взаимозависимость и солидарность.

  • Мысль о том, что права человека являются основой выработки и согласования стандартов поведения в семье, в школе, в обществе и во всем мире.

  • Роль прав человека, их прошлое и будущее значение в жизни каждого, в жизни общества, в жизни людей во всем мире.

  • Различие между гражданскими / политическими и социальными / экономическими правами.

  • Различия в восприятии и осознании прав человека в разных странах, в разных слоях одного общества, различные источники их легитимности, включая религиозные, нравственные и правовые.

  • Основные социальные изменения, исторические события и причины, которые привели к признанию прав человека.

  • Основные международные правовые документы, целью которых является защита прав человека, такие как Всеобщая декларация прав человека ООН (ВДПЧ), Конвенция ООН о правах ребенка (КПР), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).

  • Местные, национальные и международные организации, неправительственные организации и отдельные лица, работающие в поддержку и защиту прав человека.

Навыки:

  • Активное слушание и коммуникация: умение выслушивать различные точки зрения, отстаивать свои собственные права и права других людей.

  • Критическое мышление: нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств, осознание предубеждений и предвзятости, узнавание различных форм манипулирования и принятие решений на основании аргументированного суждения.

  • Навыки сотрудничества и позитивного решения конфликтов.

  • Навыки участия в работе социальных групп и их организации.

  • Деятельность, направленная на продвижение и защиту прав человека на местах и во всем мире.

Отношения и нравственные ценности:

  • Чувство ответственности за свои действия, стремление к личному развитию и социальным переменам.

  • Любознательность, открытый ум и понимание ценности разнообразия.

  • Сопереживание и солидарность с другими, стремление поддержать тех, чьи права оказались под угрозой.

  • Чувство человеческого достоинства, собственной значимости и значимости других независимо от социальных, культурных, языковых и религиозных различий.

  • Чувство справедливости, стремление работать для достижения идеалов свободы, равенства и уважения разнообразия.

Подводя предварительный итог возможно сослаться в качестве подтверждения актуальности исследуемой проблемы на сборник «Образование в области прав человека в школьной системе Европы, Центральной Азии и Северной Америка: сборник примеров успешных практик» (Варшава, 2009 г.). Данные материал представляет собой перечень программ гражданского образования как основанных на обобщенных моделях, национальных концепциях гражданского образования, так и содержащих дифференцированные примеры, такие как Программа «Школа – путь к равенству» (Португалия), Общешкольный подход « Права, уважение, ответственность» (Шотландия), «Энергия нации: иммигранты в Америке» (США), «Образование во имя мира» (Босния и Герцеговина) и др.

Использованная литература

  1. Макинерни К. Гражданское образование. Практический справочник. - Бюро ПРООН по разработке стратегии развития, Апрель 2004

  2. Ахметова Л.С., Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю. Социально-экономическое развитие регионов РК в разрезе обязательств ОБСЕ в области человеческого развития. Итоги социологического исследования // Становление местного самоуправления как основы устойчивогоразвития регионов. – Астана, 2011. – С. 117-177.

  3. Ахметова Л.С., Веревкин А.В. Лифанова Т.Ю. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году: опыт работы НПО южного региона страны – Алматы: Компьютерно-издательский центр ОО ДОИВА , 2009. – С. 135-187

  4. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения: справочное пособие. – Варшава, 2001.

  5. Пилон Д.Д. Глобальная революция и потребность в гражданском образовании в бывшем Советском блоке. - Международный Фонд Избирательных Систем (IFES), Вашингтон, Колумбия, 1995

  6. К свободному, эффективному и безопасному обществу. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева казахстанскому народу // Казахстанская правда. – 2000. – 14 октября.

  7. Компас. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи – Венгрия, 2003 г. //http://eycb.coe.int/compass/ru/print_contents.html

  8. Образование в области прав человека в школьной системе Европы, Центральной Азии и Северной Америка: сборник примеров успешных практик. - Варшава, 2009. – 280 с.

Библиографическая ссылка

Веревкин А.В., Лифанова Т.Ю. ПРИОРИТЕТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7624 (дата обращения: 24.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка