Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Планирование трудовых процессов на основе мониторинга социально-трудовой сферы УрФО
Панченко А.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Панченко Александр Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры

«общей экономической теории»

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

г.Екатеринбург

Планирование трудовых процессов на основе мониторинга

социально-трудовой сферы УрФО

Аннотация. В статье рассматриваются роль и методологические подходы мониторинга социально-трудовой сферы на рынке труда Уральского федерального округа в планировании трудовых процессов организации.

Ключевые слова. Социально-трудовая сфера, рынок труда, мониторинг, организаций и планирование трудовых процессов.

Эффективная государственная политика на рынке труда, имеющая целью оптимизацию экономических связей по поводу занятости предполагает систематический мониторинг социально-трудовой сферы и, прежде всего, рынка труда.

В тоже время, управление формирующимся рынком труда остается актуальной темой для научных и прикладных исследований, что, по нашему мнению, обусловлено отсутствием необходимых теоретических, методологических и методических разработок в исследовании организации и планирования трудовых процессов организаций (предприятий).

Сущность управления рынком труда, на наш взгляд, может быть определена как особый вид деятельности, направленной на достижение изменений на рынке труда, соответствующих интересам как всего определенного региона, так и личности путем социально-этического, научного, осмысленного, согласованного воздействия субъектов рынка труда на совокупность взаимосвязанных факторов его развития.

Таким образом, при исследовании, мониторинге социально-трудовой сферы (рынка труда), необходимо учитывать ряд основных факторов, основными из которых являются:

  1. Демографические факторы, действие которых, на наш взгляд, отражает количество и сегментацию населения и трудовых ресурсов по всем демографическим параметрам в динамике.

Демографические прогнозы являются надежной информацией для предвидения масштабов занятости, рынка труда, ибо население - это естественная основа системы воспроизводства рабочей силы.

  1. Экономические факторы. Данные факторы отражают экономические отношения на рынке труда, таких как: степень развития форм собственности на рабочую силу и средства производства; общее развитие федеральной и региональной экономики; государственное регулирование уровня заработной платы; уровень развития экономических реформ и рыночных отношений и прочие факторы.

Развитие рыночных отношений должно создавать необходимые условия для привлечения рабочей силы в те отрасли, от которых в наибольшей степени зависит благосостояние людей, и в частности, в сельское хозяйство.

  1. Социальные факторы. Их действие, по нашему мнению, отражает состояние всех видов социальных отношений, степень участия граждан в управлении, регулирование социальных отношений государством, состояние культуры и науки, образование, здравоохранение, история, обычаи и традиции и так далее.

  2. На наш взгляд, при мониторинге рынка труда, а также в системе управления рынка труда, необходимо учитывать и экологические факторы. Такие показатели как: природно-климатические условия, сельскохозяйственный потенциал, ландшафт, полезные ископаемые и так далее, отражают специфику связи населения с природной средой и имеют, на наш взгляд, важное значение для формирования рынка труда.

  3. Состояние технической, технологической, сырьевой оснащенности, условия труда, гибкие формы занятости, методы работы и так далее, характеризуют технико-технологические факторы, которые для сельской местности играют особую роль.

  4. Правовые и политические факторы отражают законы развития общества, это – состояние и развитие политической системы, уровень правового регулирования общественных отношений на рынке труда и так далее.

Приведенные факторы не охватывают всего многообразия факторов рынка труда в сельской местности, тем самым они могут способствовать более глубокому, детальному исследованию и наблюдению за рынком труда.

Мониторинг рынка труда сельского населения, по нашему мнению, это организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов, происходящих, в данном случае, на рынке труда сельской местности, с целью их оценки, контроля, а также дальнейшего прогноза и проведения эффективной политики занятости в планировании трудовых процессов в организациях.

Одним из основных показателей, по которому необходимо проводить мониторинг в сельской местности – безработица.

Безработица в сельском хозяйстве становится устойчивым явлением и ее уровень постоянно растет. Это, по мнению автора, вызвано следующим новым явлением на рынке труда - увеличивающиеся размеры компенсационных выплат по безработице и условия их получения позволяют определенным категориям граждан «удерживать» статус безработного. Особенно это явление характерно для сельского хозяйства, где пособия по безработице и размеры заработков практически приравнялись.

Социальные и экономические проблемы внушают беспокойство, основная цель учета безработицы сельского хозяйства, по нашему мнению, в настоя­щее время заключается в получении обобщающих показателей функционирования экономики и ситуации на рынке труда села. Высо­кий уровень безработицы на селе означает, что возможности трудоустрой­ства ограничены, и многие люди не имеют работы, то есть, по нашему мнению, экономика в целом не функционирует должным образом. Уровень безработи­цы, ее динамика во времени характеризует способность экономи­ки обеспечить работой рабочую силу сельского хозяйства в меняющихся усло­виях.

Уровень безработицы, исчисленный для различных категорий работников сельского хозяйства и видов безработицы, полезен с точки зрения изучения состава безработного населения и выявления групп лиц, внушаю­щих особую социальную тревогу, которыми, на наш взгляд, являются: лишенные работы дли­тельное время, безработная молодежь, лица с частыми повторами безработицы и других работников, находящихся под угрозой потери работы.

Обследование сельского населения, как нам кажется, это единствен­ный источник данных, позволяющий совместное измерение занято­сти и безработицы на селе. Кроме того, при должной организации обследований сельского населения они способны охватить практически все население страны и все категории работников сельского хозяйства. Их результаты, по нашему мнению, можно сопоставить с другими демографическими и социально-экологическими характе­ристиками индивидов, семей и домашних хозяйств, полученными в рамках одного обследования. Применительно к другим источни­кам данных эти возможности, как правило, значительно ог­раничены.

Актуальность представленного исследования предполагает разработку научно-методического обеспечения проведения мониторинга рынка труда в сельской местности для определения организационно-экономического механизма планирования трудовых процессов.

Основные принципы мониторинга должны включать:

  • простоту и ясность методических приемов;

  • достоверность информации;

  • максимальное использование существующей статистической базы;

  • сочетание количественных и качественных оценок.

Основная задача такой разработки заключается в унификации форм отчетности комитетов по статистике и органов службы занятости населения, поскольку в противном случае, анализрынка социально-трудовой сферы в сельской местности на уровне округа в целом становится невозможным.

Особенностью данной методики является использование комплексной системы показателей состояния рынка труда в трудовой сфере, а также эффективная деятельность службы занятости населения.

Основная проблема в исследовании заключается в выборе абсолютных показателей, которые реально характеризовали бы ситуацию в социально-трудовой сфере на рынке труда.

Мониторинг социально-трудовой сферы (рынка труда) необходимо проводить в определенной последовательности, которая должна включать следующие этапы:

Первый этап - сбор исходной информации и их обработка;

Второй этап - анализ обработанных показателей;

Третий этап - обобщение результатов, выявление тенденций и разработка мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда.

Для полноты получения исходной информации и анализа, мониторинг необходимо проводить в трех направлениях:

1. Наблюдение за структурой общей безработицы в сельской местности округа.

2. Исследование показателей регистрируемой безработицы и ситуации на контролируемом рынке труда в сельской местности .

3. Анализ деятельности Государственной службы занятости по улучшению ситуации на рынке труда в сельской местности.

1. Исследование структуры общей безработицы в сельской местности в Уральском федеральном округе должно проводиться по фактическим материалам, полученным органами государственной статистики при проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости.

Обследование необходимо проводить в каждом субъекте округа, как в городской, так и в сельской местности.

Для изучения общей безработицы в сельской местности Уральского федерального округа должны быть обязательно проанализированы следующие показатели:

  1. Общая численность безработных.

  2. Уровень общей безработицы.

  3. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по полу.

  4. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по возрасту.

  5. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по уровню образования.

  6. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по причинам незанятости.

  7. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по продолжительности поиска работы.

Косвенными показателями могут быть:

1. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по наличию опыта работы.

2. Структура безработных, проживающих в сельской местности, по способам поиска работы.

Полученные данные за одинаковый период заносятся в таблицы и затем анализируется их динамика. Расчет абсолютного изменения следует проводить путем вычитания показателя базисного года из показателя отчетного года.

Для расчета показателей относительного изменения используется формула:

, (1)

Таблицы заполняются отдельно за базисный год и отдельно за отчетный. Затем необходимо анализировать изменения, произошедшие за год, в первую очередь, по относительным показателям.

Обязательным является также сравнение относительных показателей по Уральскому федеральному округу с показателями по Российской Федерации в целом.

2. Мониторинг необходимо также проводить по показателям регистрируемой безработицы и ситуации на контролируемом рынке трудав сельской местности Уральского федерального округа по данным органов федеральной государственной службы занятости населения.

Обязательными показателями для исследования должны быть:

  1. Численность регистрируемых безработных, в среднем за год.

  2. Уровень регистрируемой безработицы.

  3. Потребность в рабочей силе, заявленная организациями в сельской местности в органы службы занятости населения, в среднем за год.

  4. Напряженность на регистрируемом рынке труда в сельской местности.

  5. Распределение регистрируемых безработных, проживающих в сельской местности, по полу.

  6. Распределение регистрируемых безработных, проживающих в сельской местности, по возрасту.

  7. Распределение данной категории безработных по уровню образования.

  8. Распределение регистрируемых безработных, проживающих в сельской местности, по причинам незанятости.

  9. Распределение регистрируемых безработных, проживающих в сельской местности, по продолжительности поиска работы.

Потребность в рабочей силе, заявленная организациями в сельской местности в органы службы занятости населения, необходимо рассчитывать как среднегодовую величину:

Средняя

потребность

в рабочей силе

=

потребность

в рабочей силе на 01.01. N г.

+

потребность

в рабочей силе на 01.07. N г.

+

потребность

в рабочей силе на 01.01. (N+1)г.

, (2)

3

     

Напряженность на регистрируемом рынке труда в сельской местности (чел./место) можно рассчитать путем деления средней численности регистрируемых безработных, проживающих в сельской местности на показатель потребности в рабочей силе, заявленной организациями в сельской местности в органы службы занятости населения, в среднем за год, чел.

Так же как и в предыдущих случаях, автор рекомендует сравнение относительных показателей по Уральскому федеральному округу с показателями по Российской Федерации в целом.

3. При проведении наблюдения за деятельностью Государственной службы занятости по улучшению ситуации на рынке труда в сельской местности следуетиспользовать данные органов федеральной государственной службы занятости населения. Особое внимание, следует уделить унификации отчетности во всех субъектах, входящих в Уральский федеральный округ.

Для активной политики за­нятости необходимо учитывать специфику округа, которая предусматривает:

  • мероприятия, связанные с трудоустройством, сохранением рабочих мест, финансирова­нием и организацией новых рабочих мест;

  • содействие развитию малого и среднего бизнеса, обеспечение самозанятости населения;

  • обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищу­щих работу;

  • субсидированную занятость, то есть трудоустройство лиц с ограниченной трудоспособностью, финансирова­ние и создание новых рабочих мест для них;

  • миграционную политику;

  • организацию общественных работ.

Следующий этап мониторинга рынка труда должен предусматривать анализ деятельности службы занятости по трудоустройству граждан, в том числе слабозащищенных категорий безработных сельских граждан. В тоже время должна анализироваться деятельность службы занятости по профобучению безработных, проживающих в сельской местности, для чего определяется численность регистрируемых безработных, проживающих в сельской местности округа, направленных на профобучение при содействии службы занятости.

В целом мониторинг состояния социально-трудовой сферы рынка труда в сельской местности и деятельности органов службы занятости населения является основой для разработки конкретных мер, направленных на повышение эффективности обеспечения занятости сельских граждан, рациональное использование трудовых ресурсов села, преодоление кризиса в агрокомплексе Уральского федерального округа, и в частности, эффективное и рациональное планирование и организацию трудовых процессов в системе управления трудом организаций.

  1. Зущина Г.М., Костин Л.Л. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М., 1996.

  2. Управление человеческими ресурсами //Под ред. А.Я.Кибанова. М.: Инфра-М, 2007.

  3. Сарабский А.А. Сущностная основа инфраструктуры рынка труда. // Диспут плюс, №4 (4). Изд-во: Институт социально-экономических инноваций, 2012. С.33-40.

  4. Стремоусова Е.Г. Современные проблемы организации труда в малом бизнесе в России. // Диспут плюс, №2 (2). Изд-во: Институт социально-экономических инноваций, 2012. С.53-57.

Plan the workflows based on the monitoring of the

social-labor sphere in the Ural Federal District

Annotation. This article discusses the role and methodological approaches for monitoring the social and labor sphere in the labor market of the Ural Federal District to plan the workflows.

Keywords. Social-labor sphere, labor market, monitoring, and planning organizations of labor processes.

9

Библиографическая ссылка

Панченко А.Ю. Планирование трудовых процессов на основе мониторинга социально-трудовой сферы УрФО // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7589 (дата обращения: 16.09.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка