Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
БОРЛАКОВА З.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Сегодня привлечение инвестиции в реальный сектор экономики, к которому относится и туризм и его обслуживающая инфраструктура-вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно- качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции - будет и развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь - неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инновации, относительное возрастание затрат на производство туристических услуг при снижении их качества.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, индустрия туризма, инвестиции, инвестиционная политика.

Бурное развитие индустрии туризма за последние годы, значительно повысило его роль в экономике и социальной сфере. Крупной составляющей сферы услуг является туристско-рекреационная индустрия, отличающаяся высокой доходностью и динамикой развития. На нее уже приходится около 7% мировых инвестиций. Согласно данным специализированного органа ООН Всемирной туристской организации опубликовавшим в начале 2007 г., в 2006 г. было зарегистрировано 842 млн. международных туристических поездок (прибытий) по сравнению с 808 млн. в 2005 г. (рост на 4,5%) и с 541 млн. в 1995 г. (рост на 56%). Международный туризм становится массовым социальным явлением, поскольку доступен все более широкому кругу потребителей. Произошли устойчивые изменения и в отношении людей к нему: часть семейного бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска или лечения за границей [4. С.83].

По прогнозам экспертов, темпы роста международной туристско- рекреационной индустрии и в дальнейшем будут устойчиво превышать темпы роста общемирового ВВП. Уже в ближайшие годы она станет ведущей экспортной отраслью в мире, к 2012 г. число ее участников превысит 1 млрд., а к 2020г.- 1,6 млрд. человек, то есть возрастет по сравнению с 1995 г. почти в 3 раза.

Особенно радует развитие в России горнолыжного туризма.

В настоящее время, на территории Российской Федерации функционируют около 150 горнолыжных комплексов. Согласно данным Росстат, самыми популярными горнолыжными курортами в России являются: «Красная поляна» в Краснодарском крае (около 260 тыс. туристов в год), ТРК «Домбай-Архыз» в Карачаево-Черкесской республике (ежегодное количество горнолыжников варьирует от 150-190 тыс.чел), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской республике(около 100 тыс. человек в год). Горнолыжные центры Московской области посещают в среднем 300-320 тыс. человек в год. Учитывая климатические и ландшафтные особенности Северо-Кавказского округа зимние виды туризма имеют большие перспективы для развития [3. С.12].

Основной целью работы является рассмотрение структурно-инвестиционного подхода к разработке региональных программ развития туризма

Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой в качестве одного из составных компонентов выступает многоотраслевой производственный комплекс, называемый индустрией туризма. Это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Инвестирование в отечественную туристско-рекреационную сферу становится все более актуальной задачей для России. Сейчас наблюдается значительное недоиспользование имеющегося потенциала, особенно на фоне бурного развития выездного туризма российских граждан.

Развитие материальной базы туризма Карачаево-Черкесии осуществляется путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств. Правительство Карачаево-Черкесской республики, Администрация туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз», Министерство Карачаево-Черкесии по ФК, спорту и туризму организуют проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.

В республике в 2009-2011гг намереваются вложить довольно огромные суммы в развитие туристко - рекреационного комплекса, отчасти это объясняется предстоящими Олимпийскими играми в г. Сочи в 2014 году, а так же развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития КЧР. В составе источников долгосрочных инвестиций в развитие туристко - рекреационного комплекса почти половину – 49,1% составляют привлеченные средства, 25,6% - финансирование из федерального бюджета, при чем с каждым годом сумма выделенных средств будет уменьшаться в среднем на 7,6 %; из бюджета субъекта (Карачаево-Черкесии) сумма выделенных средств составит 25,13%.[3. С.24]

Развитие любого сектора экономики требует усовершенствование той или иной системы, поиска новых подходов, разработки программ развития. Структурно-инвестиционный подход к разработке программ развития туристко- рекреационного комплекса базируется на двух основных принципах:

  1. Определение туризма как ключевого элемента региональной экономики. Данный принцип требует определения основных факторов влияющих на развитие туристической отрасли на региональном уровне. Здесь необходимо произвести социальный опрос и определить факторы порождающие потребность людей в туристических услугах, мотивы проведения отдыха именно в данном регионе. Тем самым определить сильные и слабые стороны туристического комплекса региона. Воздействовать на развитие туристической отрасли все уровни власти, создать благоприятные условия для привлечения инвестиции.

  2. Инвестирование объектов или отрасли в целом с учетом максимизации прибыли и минимизации капитальных вложений.

Если остановиться на конкретных структурных элементах программы развития туризма, система программных мероприятий охватывает основные направления стратегического планирования в создании и развитии туристко- рекреационного комплекса. При составлении программы развития следует обратить внимание на уровень сети туристических объектов. Так как именно он определяет состояние объектов размещения туристов. Учитывая низкий спрос на объективы высокой комфортности, следует предусматривать, что около 14% новых средств размещения должны быть четырехзвездного, 32% трехзвездного, 54% одной и двухзвездного типа. Объем софинансирования, обычно по данному пункту программы самый высокий и должно составлять около 24% от общей суммы предполагаемых инвестиций. Ввиду часто встречающейся ограниченности объемов финансирования следует применять принцип «точечного» вливания средств по конкретным объектом с учетом их окупаемости и капиталоотдачи:

  1. Восстановление и развитие инфраструктуры- 15-20%

  2. Реконструкция и благоустройство туристического объекта-52%

  3. Развитие средств связи (Интернет, мобильная связь, ЮТК, Обеспечение баз отдыха кабельным и спутниковым телевидением), развитие рекламно-информационной сети комплекса- порядка 3-5%.

Важным элементом инвестиционного процесса является вопрос о методах финансирования инвестиций. Необходимо различать понятия «источники финансирования инвестиций» и «методы финансирования инвестиций». Источники финансирования инвестиций – денежные средства, которые могут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов. Методы финансирования инвестиций – механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса. Внешние проявления сущности метода финансирования – форма финансирования инвестиций. Основными методами финансирования инвестиций являются: самофинансирование; акционерное финансирование; корпоративное финансирование; кредитное финансирование; смешанное финансирование; проектное финансирование; лизинг, селенг, франчайзинг, факторинг, форвейтинг.

К сожалению, последние из перечисленных методов финансирования инвестиций в практике инвестирования предприятий встречаются редко.

Следует добавить, что при изучении инвестиционного потенциала местного самоуправления во всех случаях всплывает проблема использования средств населения. Развитая рыночная экономика характеризуется тем, что в основе всех финансовых источников инвестиций лежат сбережения населения, которые разделяются на 3 группы:

- текущие сбережения на покупку товаров длительного пользования;

- сбережения на непредвиденный случай;

- сбережения на старость.

Территориальный аспект стратегии развития комплекса должен предусматривать полномасштабную реализацию рекреационного потенциала всех регионов юга России в интересах устойчивого развития как старо освоенных, традиционно притягательных для рекреантов территорий (Сочи, КМВ, Приэльбрусье), так и курортов, в силу ряда обстоятельств оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе он должен базироваться на учёте объективно складывающейся дифференциации рекреационных территорий (зонировании), предусматривающим, в частности, обособление трёх их основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке рекреационных услуг, инфраструктурными, экологическим и иными условиями для развития рекреации.

По большому счету туризм - это именно та сфера, где требуются согласованные действия администраций районов, предпринимателей всех уровней для вложения средств и привлечения дополнительных инвестиций.

В заключении хотелось бы отметить, что основным экономическим эффектом осуществления вышеуказанных задач станет формирование в Карачаево-Черкесии конкурентоспособного и высоко эффективного туристского продукта. В свою очередь развитие туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики республики. Одним из главных социальных эффектов будет предоставление рабочих мест жителям Карачаево-Черкесской Республики, а также решение проблем отдыха и туризма наименее социально - защищенных слоев населения России, приобщение их к культурным ценностям и национальным традициям Карачаево-Черкесской республики.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществ­ляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 №39-ФЗ в редакции Феде­рального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ.

  2. Александрова А.Ю. Международный туризм.- М.: Аспек, 2002.

  3. www.dombai-info.ru Концепция развития туризма в Карачаево-Черкесской республике

  4. http//rozoes.ru Стратегия развития туризма в России за период до 2015 года

Библиографическая ссылка

БОРЛАКОВА З.А. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7150 (дата обращения: 17.09.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 2

Ригина
10:33, 4 декабря 2012
очень интересная статья
Рашид
15:29, 4 декабря 2012
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА ОТНОСИТСЯ К НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМ РЕГИОНАМ РОССИИ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА И АЛЬПИНИЗМА. ПОЭТОМУ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ КРАЙНЕ ВАЖНО. СТАТЬЯ АКТУАЛЬНА.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка