Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
«Личностные особенности подростков с разным типом реагирования в конфликтной ситуации».
Спицына А.Ю., Зиборова Е.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

«Личностные особенности подростков с разным типом реагирования в конфликтной ситуации».

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Неизбежны в этом возрасте конфликтные ситуации с родителями, сверстниками, учителями. Поэтому становится актуальной проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, подростковый период сензитивен для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.

В наши дни к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения. Самым первым и одним из важных шагов в воспитании подростков является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Общеизвестно, что благоприятный психологический климат в группе благотворно влияет на развитие личности, способствует более успешному протеканию различных видов деятельности.

В настоящее время межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом. Возникающие же конфликты дезорганизуют работу коллектива, дезгармонизируют межличностные отношения его членов, тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии подростков. Нередко конфликт в острой форме, захватывает всего человека, обостряется психическое напряжение, повышается эмоциональная возбудимость, утрачивается способность адекватно воспринимать намерения, установки, эмоциональные переживания партнера, согласовывать действия в совместной деятельности, усиливаются крайности во взглядах и поведении, формируются нежелательные качества личности. В связи с этим возникает необходимость оптимизации стиля межличностных отношений в группе.

Проблема исследования заключается в следующем, каким образом межличностные отношения влияют на тип реагирования в конфликтной ситуации в подростковом возрасте?

Объектом исследования является тип реагирования в конфликтной ситуации.

Предмет – тип реагирования подростков в межличностных отношениях.

Гипотеза: подростки, предпочитающие приспособление как тип реагирования в конфликтной ситуации, отличаются тенденцией к подчиненному типу отношения в окружающем коллективе.

Целью данной работы является: выявление взаимосвязи межличностных отношений и поведения подростков в конфликте.

В соответствии с целью выделены основные задачи работы:

1. Исследовать межличностные отношения в подростковом возрасте;

2. Изучить конфликт и его структуру;

3. Рассмотреть наиболее часто встречающиеся типы поведения людей в конфликтных ситуациях;

4. Рассмотреть зависят ли показатели поведения людей в конфликтных ситуациях от типичных способов отношения отдельного ребенка.

Результат подсчета полученных данных позволяет сделать вывод о том, что исследуемые подростки оказались личностями, не склонными к конфликтному поведению. Это непосредственно связано с особенностями подросткового возраста, ведь первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Подростки стремятся во что бы то ни стало стать такими, как все. В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при которой все - радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща.

Из 30 опрошенных подростков всего лишь у 13% (два человека) преобладает стратегия соперничества, у 21% (5 человек) – сотрудничество, 19% (три человека) предпочитают стратегию избегания, 26% (шестнадцать испытуемых) предпочитают стратегию приспособления и 21% (четыре человека) стремятся к компромиссу. Анализ данных представлен нами в табл. 2.2.1., который отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.

Таблица 1.

Показатели стилей поведения в конфликте.

Стиль поведения в конфликте

Предпочтительность стиля, %

1

Соперничество

13

2

Сотрудничество

21

3

Компромисс

21

4

Избегание

19

5

Приспособление

26

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.2.1

Рис.2.2.1

Рис. 2.2.1 Предпочтительность стиля поведения подростков в конфликтных ситуациях.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что наибольшее предпочтение подростки отдают стратегии приспособления 26%, это значит, что большинство подростков приносят в жертву собственные интересы ради других. Это объясняется важностью общения со сверстниками, желанием быть похожими друг на друга и, соответственно, приспосабливаться друг к другу.

21% испытуемых равнозначно предпочитают как стратегию компромисса, так и стратегию сотрудничества, то есть участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и достигнутой путем взаимных уступок. Преобладание этих стратегий можно объяснить тем, что для подростков очень значима сфера общения со сверстниками, для них важно умение познакомиться с понравившимся человеком, желание свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы. Это связано также с типичной чертой подростковых групп – конформностью, то есть склонностью ребенка этого возраста к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательностью. А так же желание слиться с группой и ничем не выделяться.

19% подростков выбирают стратегию избегания, для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Выбор этой стратегии так же связан со сложностью возраста, нежеланием выделяться «из толпы» и избеганием всяческих трудностей. И, наконец, 13% исследуемых предпочитают соперничество, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Данную стратегию поведения в конфликте выбирает наименьшее количество исследуемых подростков (см. рис. 2.2.1). Это еще раз подтверждает, что подросткам в большей степени необходимо уважение, понимание со стороны сверстников, одобрение поступков и по возможности отсутствие конфликтных ситуаций.

А так же для изучения взаимоотношений в малых группах мы провели диагностику членов коллектива .

Результаты исследования показали, что у 19-ти испытуемых выявлено стремление к лидерству в общении, к доминированию. У одиннадцати испытуемых (№№ 2, 5, 6, 7, 8, 15, 18, 21, 23,24 и 25) выявлена тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Результаты исследования межличностных отношений в коллективе по шкале «доминирование – дружелюбие» методики ЛИРИ.

№№

доминирование

подчинение

дружелюбие

агрессия

1

11,6

 

8,2

 

2

 

-8,9

 

- 2,3

3

8,5

 

6,1

 

4

3,5

 

7,5

 

5

 

- 4,9

9,9

 

6

 

- 3,1

 

- 1,3

7

 

- 2,6

5,2

 

8

 

- 0,7

16,1

 

9

3,1

 

5,1

 

10

0,3

 

1,1

 

11

0,4

   

- 0,4

12

1,7

   

- 1,7

13

6,1

 

3,5

 

14

2,5

 

10,3

 

15

 

- 2,3

10,2

 

16

2,7

 

1,7

 

17

0

 

0

 

18

- 4,4

   

- 1,4

19

3,2

 

4

 

20

6,5

 

1,7

 

21

 

- 11,4

6,8

 

22

4,5

   

- 8,9

23

 

- 3,2

 

- 1,3

24

 

- 2,7

5,2

 

25

 

- 0,8

16,2

 

26

3,1

 

5,0

 

27

0,3

 

1,1

 

28

0,5

   

- 0,5

29

1,8

   

- 1,6

30

6,2

 

3,6

 

Положительный результат по формуле "дружелюбие" отмечается у 20-ти членов коллектива, что является показателем их личностного стремления к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат отмечен у шести испытуемых (№№ 2, 6, 11, 12, 18, 22, 23,28 и 29) и указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.

Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик. Так из таблицы 2 мы видим, что самые высокое стремление к лидерству отмечается у испытуемых №№ 1, 13, 20и 30, по шкале «доминирование у них самые высокие баллы. Наиболее высокая тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства отмечается у испытуемых №№ 2 и 21. Наиболее дружелюбными и открытыми для общения, судя по результатам данного исследования, являются испытуемые №№ 1, 5, 8, 14 и 25. Испытуемый № 1 обладает качествами лидера, при этом дружелюбен и настроен на сотрудничество.

Наиболее агрессивен испытуемый № 22, он менее всех настроен на сотрудничество и совместную деятельность. Затем мы проанализировали типы отношений к окружающим у наших испытуемых по данной методике. Как видно из диаграммы на рис. 2.2.2, в данном коллективе преобладает подчиненный тип отношений (см. рис.2.2.2).

Рис.2.2.2 Результаты исследования межличностных отношений

по методике Лири.

Так же выражены дружелюбный, альтруистический и авторитарный типы отношений.

Таким образом, можно сказать, что у большинства подростков преобладает подчиняемый тип отношения к окружающим, что характеризует их, как личностей покорных, склонных к самоунижению, застенчивых, робких и эмоционально сдержанных. При этом стиль поведения в конфликте, преобладающий у подростков, приспособление, что еще раз подтверждает, что данная группа подростков личности ведомые, готовые подстраиваться к жизненным ситуациям.

Таким образом, можно сказать о том, что поставленные цели и задачи в ходе данной работы были достигнуты, гипотеза проверена и подтверждена.

Итак, стало понятно, что переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста в становлении личности определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Межличностные отношения — важная часть жизни людей, поэтому диагностика потребностей человека в этой области может дать очень полезную информацию для гармонизации внутренних отношений в коллективе и помочь в разрешение (и профилактика) конфликтов.

Последние исследования ученых показывают, что эффективность индивидуальной деятельности в большей степени зависит от умения устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Межличностные отношения в малой группе – это объективно переживаемые, в разной степени, сознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Межличностное взаимодействие в малой группе сопровождается не только материальным обменом, но и обменом социально-психологическими отношениями, что порождает особые межличностные отношения. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, на эффективность деятельности. Следовательно, они должны определяться как качествами субъектов взаимодействия, так и требованиями соответствующих социальных систем.

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе, отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки.

В нашей работе мы попытались доказать что стили поведения в конфликтной ситуации зависят от потребностей в области межличностных отношений. В результате мы получили, что есть связь, правда лишь с некоторыми межличностными потребностями.

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены особенности межличностных отношений подростков, причины возникновения конфликтного поведения среди подростков, виды конфликтного поведения, а так же способы их разрешения. Исходя из этого, можно заключить, что цель и задачи, поставленные вначале курсовой работы, были успешны достигнуты. Исходя из анализа данных полученных в ходе диагностической процедуры, гипотеза имела эмпирическое подтверждение. Это значит, что подростки, предпочитающие приспособление как тип реагирования в конфликтной ситуации, отличаются тенденцией к подчиненному типу отношения в окружающем коллективе.

В заключение хотелось бы отметить, что личностные характеристики и отношения личности с окружающими, определяют то на чьи интересы, будет направлена личность, что будет формировать его стиль поведения. Так, их этих отношений будет складываться группа, и межличностные отношения будут определять её дальнейшее развитие.

Список литературы.

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.— 144 с

  2. Андреева Г.М. Социальная психология (Москва: Аспект Пресс, 1999, 375 с.)

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., «Наука», 1994. – 324 с.

  4. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.551 с.

  5. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991.

  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968

10

Библиографическая ссылка

Спицына А.Ю., Зиборова Е.И. «Личностные особенности подростков с разным типом реагирования в конфликтной ситуации». // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7015 (дата обращения: 24.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 1

15:29, 3 ноября 2012
Очень хорошая работа. Достойна высшей оценки.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка