Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Образовательный стандарт для нестандартных детей.
Бладыко А. В


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Бладыко Алина Викторовна, бакалавр психологии, НИУ Бел ГУ

Образовательный стандарт для нестандартных детей.

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя»

Иоганн Вольфганг Гёте.

Трудно не согласится с этим выражением знаменитого немецкого поэта, государственный деятеля, мыслителя. Учителю, социальному педагогу и психологу необходимо не только получить знание в высшем учебном заведении, но и суметь построить гармоничное взаимодействие с детьми таким образом, что бы ребёнок рос полноценной личностью. Над этим вопрос размышляли великие учёные до нас, и столько же будут размышлять наши потомки. А все потому, что мы имеем дело не с чем-то обыденным, понятным и простым, мы имеем дело с развивающейся личностью, с молодым поколением, которое придет на смену нам, и только мы в ответе за них.

В чем тайна воспитания и обучения? Каким образом построить обучение, что бы успевали все ученики в классе? Какой нужен образовательный стандарт в школе? Что же делать с теми ребятами, которые в силу своих особенностей, не попадают под «стандарт»? И это лишь та малая доля вопросов, которая беспокоит учителей и психологов.

Мне как молодому специалисту сложно говорить о таких вещах как,- стандарты, так еще и образовательные стандарты для нестандартного ребенка, поэтому буду раскрывать смысл темы постепенно.

Я считаю, что психолог в школе, педагог-психолог, акцент в своей профессиональной деятельности должен делать на психологическое развитие учащихся и максимально способствовать этому развитию. Эффективность работы психолога определяется, прежде всего, тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. А образовательный стандарт необходим для того, чтобы помочь ребенку. Ведь переходя из одной школы в другую, переезжая в другой город, переезжая в другой регион, ребенок оказывается и так в новой среде, в новых условиях жизни с новыми людьми, тем самым испытывая стресс, а если еще и не будет единого образовательного стандарта, то ребенок фактически оказывается в другом образовательном пространстве, что еще больше усложняет его адаптацию на новом месте.

Вообще суть и смысл любого образовательного проекта, касаемого людей и в частности детей, — в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. А образовательный стандарт - представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Таким образом, можно говорить, что в России к настоящему моменту в целом выстроена логичная система норм, обеспечивающая введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Введением стандартов в стране сейчас заняты тысячи людей – разного уровня ответственности, разных специальностей. От их слаженной работы зависит очень многое. Конечно, как и в любой работе есть некоторые минусы, но о них я думаю, будут говорить другие люди и в другом месте.

Вернемся к теме моего выступления; Образовательный стандарт для нестандартных детей. Нестандартный ребенок, какой он?

Как педагог-психолог, я хочу еще раз подчеркнуть то, что каждый ребенок - это индивидуальность, каждый ребенок нестандартен, поэтому и подходы к каждому ребенку индивидуальны, потому что мы с вами знаем, что у каждого ребенка разные способности, уровень первоначальных знаний, умений. Но в силу того, что мы работаем в очень своеобразной структуре, где обучение нацелено больше не на процесс, а на результат, на то с чем выйдет ребенок из школы, что сформирует ребенок, то все участники образовательного процесса загнаны в жесткие рамки, где нестандартный ребенок - это тот, кто отличается от большинства. Проще говоря, в школе нестандартными детьми считаются детей коррекционных классов, одаренных детей и детей группы риска.Кратко о каждой категории детей. Дети коррекционных классов - дети с задержками психического развития, а также дети имеющие социальную или педагогическую запущенность, часто болеющие или имеющие другие проблемы, затрудняющие освоение ребенком программы школы. Одарённые дети, или вундеркинды - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Однако в моем выступлении я подробнее остановлюсь на трудных детях, потому что зачастую у психолога школы и тем более у молодого специалиста не хватает опыта или компетенции для занятий с ними.

Чаще всего это дети, которые уже в младшем школьном возрасте отличались от других, чье поведение не вписывалось в общепринятые рамки, чьи особенности развития сразу определяют их в категорию «нестандартных». Это «неудобные дети». Таких не любят учителя, таких не всегда любят и часто обижают сверстники. Известная народная мудрость «маленький ребенок - маленькие проблемы, большой ребенок - большие проблемы» начинает оправдывать себя уже в школе. Но помочь ребенку вписаться в школьную реальность можно. Но не всегда легко. И здесь очень многое зависит от самих родителей, ну и конечно психолога школы. Психолог выступает как человек-оркестр, взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса.

Конкретнее о работе с трудными детьми. При работе с такими детьми психолог должен делать акцент на то, что ребенок сам по себе чудесный, добрый, отзывчивый, но немного запутавшийся… как раз распутаться, психолог и помогает, да даже не помогает, а направляет. Эти дети нестандартны и им нужен индивидуальный подход в работе с ними. По образовательному стандарту ребенок, выпускающийся из школы, это личность со сформированными личностными качествами, такими как; уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, осознанность следованию здорового образа жизни, умение учиться, любовь к своему краю и своему Отечеству.

Хорошо продуманная психолого-педагогическая коррекционная программа с трудными детьми во многом определяет успех в работе психолога и в формировании перечисленных качеств.

Коррекционная программа должна давать ясный ответ на три вопроса:

Что именно нужно устранить? (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности и т.д.).

Как это устранить? (как нормализовать учёбу подростка, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь и т.д.).

Кому и что необходимо сделать? (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы и т.д.).

Ответы на эти вопросы даются в коррекционной программе в виде перечня целей и задач на определённый период с указанием путей и средств достижения.

После этого психологу остается сделать лишь свою часть работы, не забывая о том, что он работает с детьми и что программа является лишь каркасом в его работе, помощником в выполнении образовательного стандарта.

В современном мире трудные дети встречаются во всех школах, на всех ступенях обучения. Это те учащиеся, которые испытывают трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости, нарушениях поведения, расстройствах физического и психического здоровья. Они нуждаются в психологической помощи, воздействии и коррекционно-развивающих занятиях. Как раз цель работы психолога с такими детьми по образовательным стандартам - это коррекция отношения к школе трудных учащихся, формирования и развития у детей внутренней позиции ученика включающей когнитивный, мотивационный, эмоциональный компоненты.

Подводя итог моего выступления, хотелось бы сказать, словами общепризнанного мастера американской литературы Натаниэля Го́торна

Каждая индивидуальность имеет свое место в мире, и представляет значимость в некотором отношении, хочет она этого или нет.

Литература

1) Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.- 45с.

2) Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.- 20с

3) Интернет-ресурсы : http://standart.edu.ru.

4) Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.- 12с.

5) Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.-5с.

Библиографическая ссылка

Бладыко А. В Образовательный стандарт для нестандартных детей. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7011 (дата обращения: 12.12.2019).



Сертификат Получить сертификат