Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
КИБЕРПЕДАГОГИКА - ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА!?.
Плешаков В.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

6

В.А. Плешаков

КИБЕРПЕДАГОГИКА – ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА!?.

Московский педагогический государственный университет

8 (926) 168-90-87; e-mail: dionis-v@yandex.ru

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.

В.А. Сластенин

По словам выдающегося педагога XX столетия В.А. Сластенина отечественная высшая школа призвана развивать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической духовно-нравственной ориентации, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего людей и умеющего с ними работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики [2].

Так вот, единство социального и педагогического сопровождения воспитания российских школьников и студенческой молодежи может быть достигнуто, в частности, посредством пропаганды базовых национальных ценностей и приоритетов России, в том числе, в киберпространстве.

Одним из полноценных свидетельств интеграционных процессов конца XX – начала XXI вв. в системе образования является, безусловно, возрастающий научно-практический интерес к инновационному социально-психолого-педагогическому феномену киберсоциализации человека, который изучают историки, психологи, педагоги, социологи, философы, журналисты и филологи России, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Азербайджана, Болгарии, Польши, Чехии и других стран.

Термин киберсоциализация введен в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних семь лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения. Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber- — в настоящий момент, cвязанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идет разговор о компьютерной технике + англ. Socialization— социализация) — социализацию личности в киберпространстве как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [1].

Феномен киберсоциализации целесообразно изучать с позиции его влияния на отдельные социальные институты, такие, как: семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, общественные организации и т.д. Кроме того, необходима продуманная стратегия комплексного кибервоспитания и киберазвития (не только киберобучения) человека при активной поддержке СМК, что должно учитываться в процессе поэтапной разработки и апробации Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования.

Возможно и необходимо создание специальных социально-педагогических кибертехнологий обеспечения высокого качества времени кибержизнедеятельности современного человека в киберпространстве, минимизирующих возможные негативные последствия (в первую очередь, кибераддикцию).

Известно, что непрерывное образование имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением ее стремления к наиболее полной самореализации, так и приспособлением к условиям быстро меняющегося мира. Человек сам становится активным участником образовательного процесса. Развитие системы непрерывного образования обуславливает необходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, что обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.

Вместе с тем, образование в меняющемся обществе ставит перед информационными и коммуникационными, электронными, цифровыми и компьютерными технологиями некоторые общие задачи удовлетворения крупномасштабных образовательных потребностей, порожденных социально-экономическим развитием. Дело в том, что на рубеже XX-XXI вв. фактически впервые в истории развития общества информация и научное знание становятся не просто средствами его совершенствования, а главными продуктами его экономической деятельности. Более того, информация и знания представляют собой основные активы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависит его дальнейшее благосостояние и социальное развитие. Важно отметить, что информационные и коммуникационные, электронные, цифровые и компьютерные технологии являются наиболее важной составляющей этого развития. Как перечисленные выше технологии, так и информационное общество в целом непосредственно заняты созданием, приобретением, распределением, распространением и передачей информации и знаний. Эти технологии служат средством предоставления доступа к обучению и способом обеспечения непрерывности его процесса, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.

Важно отметить, что уже в процессе зарождения и развития информационного общества ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Само по себе развитие современных информационных и коммуникационных, электронных, цифровых и компьютерных технологий порождает среду, которую характеризуют стремительные и непрерывные изменения. Сегодняшние скорость и масштаб перемен ломают традиционные рамки представления об исторических ступенях развития. Впервые в истории нашей цивилизации поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. Даже в сфере частной жизни перемены вытесняют непрерывность и стабильность. Более того, изменчивость обнаруживает себя через многообразие, не имеющее аналогов в прошлом и ведущее к невозможности определить нашу эпоху с помощью одного-единственного научного, технологического открытия или социального явления. Подобная среда требует принципиально нового подхода к процессу образования. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру непрерывного обучения в течение всей жизни. Новые технологии разрушают рамки традиционного образовательного процесса. Использование ресурсов киберпространства с воспитательно-образовательными целями не может полностью компенсировать недостатки и заменить достоинства традиционной системы образования. Не все и не всегда имеют доступ к информационным ресурсам по разным объективным причинам (например, низкие доходы, отсутствие Интернета в населенном пункте, невысокая культура киберсоциализации и т.д.).

Эти обстоятельства, вкупе с современными требованиями мирового сообщества, формирующиеся в результате использования передовых информационных и коммуникационных, электронных, цифровых и компьютерных технологий и моделей жизнедеятельности в киберпространстве, порождают необходимость в более высоком уровне грамотности, соответствующем запросам информационного общества. Новый уровень грамотности требует создания принципиально новой технологии приобретения научных знаний, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, модернизации курсов обучения и методик преподавания. Они должны способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения личности, позволяющего ей занять прочное положение в информационном обществе. Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей специалистам в сфере образования необходимо развивать, исследовать и активно применять знания киберпсихологии и киберпедагогики.

Всегда нужно помнить, что, несмотря на всё многообразие источников информации и образовательных технологий, призванных трансформировать информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование: это превращение совершается в сознании человека. При этом происходит чрезвычайно интересное взаимодействие человека с киберпространством. Реалии нашей жизни в информационном обществе таковы, что именно в результате этого взаимодействия рождается и развивается личность человека XXI века... Это позволяет нам утверждать, что нет двух одинаковых образований, что каждое образование, возникающее в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность, поскольку каждый человек уникален.

Утверждение приоритета личности можно считать основным результатом социально-культурного развития XX века.

Приоритет личности, не смотря ни на что, следует считать основным императивом XXI века!

Литература:

  1. Плешаков Теория киберсоциализации человека. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

  2. Сластенин. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.

Библиографическая ссылка

Плешаков В.А. КИБЕРПЕДАГОГИКА - ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА!?. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7006 (дата обращения: 12.12.2019).



Сертификат Получить сертификат