Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Взаимосвязь уровня удовлетворенности учебной деятельностью и учебной мотивации студентов
Вервейко И.Н.,Викторова Е.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Вервейко Ирина Николаевна

«Взаимосвязь уровня удовлетворенности учебной деятельностью и учебной мотивации студентов»

Научный руководитель Е.А.Викторова

Проблема удовлетворенности учебной деятельностью и учебной мотивации актуальна на сегодняшний день в педагогической психологии. Проблемой учебной мотивации занимались Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Абрамова Г.С., Маркова А.К. , Якобсон П.М. Ильин Е.П., Реан А.А., Вербицкий О.Н. и др. [1]. В их исследованиях были обнаружены существенные отличия мотивации студентов и мотивации школьников. Это было связано не только с особенностями возрастных различий, но и с тем, что профессиональные мотивы студентов стали одними из основных в структуре мотивации учения.

Проблема удовлетворенности учебной деятельностью раскрывается в работах Якунина В.А, Реан А.А., Мищенко Л.В. Такие авторы как Г.В.Акопов, А.Г.Здравомыслов, Т.А.Китвель, В.Н.Мясищев, Н.Н. Обозов, Ю.М.Орлов, М.Г.Рогов, А.Л.Свенцицкий, В.Д.Шадриков связывают эффективность деятельности с отношением к ней, выражающееся в удовлетворенности ряда мотивационно-потребностных компонентов [6].

Основной проблемой профессионального образования является переход от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности[4]. С позиции теории деятельности, такой переход происходит по линии трансформации мотивов, потому что именно мотив является конституирующим признаком деятельности.

Определяющую роль в развитии мотивационных процессов играет удовлетворенность учебной деятельностью. Уровень удовлетворенности рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на будущее. Текущая удовлетворенность повышает мотивацию учения в будущем[2].

Отношение к учению в значительной степени определяется тем, какие потребности студента удовлетворяются в учебной деятельности. Удовлетворение учением Орлов Ю.М. рассматривает как интегральное переживание, возникающее вследствие удовлетворения потребностей, вовлечённых в учебную деятельность[5]. Автор акцентирует внимание на определяющую роль удовлетворенности потребностей в развитии мотивационных процессов. Уровень удовлетворенности рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на будущее. Текущая удовлетворенность повышает мотивацию учения в будущем. Неудовлетворенность учением вызывает механизм отношения к учебе как к вынужденному действию и снижает мотивацию[3].

Специфика учебной деятельности студентов предполагает возможность изучения всех существующих видов удовлетворенности. Феномен удовлетворенности - неудовлетворенности студентов современной высшей школы недостаточно изучен в литературе. В основном представлена эмоциональная удовлетворенность студентами как группой, окружением, так и обучением.

Удовлетворенность студентами процессом учебной деятельности во многом определяется содержанием этого процесса. Содержание определяется программными требованиями, направлением вуза, его материальной базой и другими факторами.

Уровень удовлетворенности рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на будущее. Текущая удовлетворенность повышает мотивацию учения в будущем. Неудовлетворенность учением вызывает механизм отношения к учебе как к вынужденному действию и снижает мотивацию.

Проблема удовлетворенности учебной деятельностью и проблема мотивации изучается многими исследователями. Однако связь мотивации и удовлетворенности учебной деятельностью недостаточно изучена, что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Проблема данной работы заключается в следующем: какова взаимосвязь уровня удовлетворенности учебной деятельностью и учебной мотивации студентов.

В результате теоретического анализа проблемы исследования нами была сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь учебно-познавательной мотивации и уровня удовлетворенности учебной деятельность, а именно при высоком уровне учебно-познавательной мотивации формируется высокий уровень удовлетворенности учебной деятельностью.

Для изучения удовлетворенности учебной деятельности была использована методика «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью (УУД) Л.В. Мищенко».

Для изучения особенностей учебной мотивации студентов была использована «Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)».

Данные были обработаны с помощью статистического пакета SPSS. Был использован критерий Пирсона для определения характера свиязи.

Исследование проводилось на базе Национального исследовательского университета «БелГУ». Выборку составили 30 студентов. Средний возраст респондентов составил 20 лет.

В результате проведенного нами исследования были полученные данные о том, что в данной группе преобладают профессиональные и учебно-познавательные мотивы. Для данных студентов характерна направленность на получение нового знания, направленность на овладение навыками, связанными с будущей профессией.

Наименьший показатель был получен по мотиву « Творческой самореализации». Респонденты в меньшей степени заинтересованы в развитие своих творческих способностей. Это связано с условиями учебной деятельности, они не предполагают развитие творческих способностей.

Также, небольшой показатель наблюдается по мотиву «Избегание неуспеха». Студенты в меньшей степени зависят от успешности работы. При успехе они не демонстрируют осторожную страховку, и неуспех не ведет к дезорганизации деятельности. Они не бояться брать более сложные задания и «идти на риск» при нестандартных ситуациях в учебной деятельности. Мы предполагаем, что это связано с условиями учебного процесса. Контроль за усвоенным студентами учебным материалом осуществляется во время сессии. В связи с этим, они в меньшей степени зависимы от успешной работы в течение семестра.

Данные, полученные в результате исследования уровня удовлетворенности учебной деятельностью студентов, позволяют нам сделать вывод о том, что обучение идёт благополучно. Студентов устраивает структура процесса обучения, способ преподавания. Учебный процесс помогает раскрыть индивидуальные способности каждого студента, в соответствии с интересами, наклонностями студентов, а так же учебный процесс помогает сформировать профессионально важные качества студентов.

Существует некоторая неудовлетворенность воспитательным процессом. Мы можем предположить, что это связанно с неудовлетворенностью процессом преподавания изучаемыми дисциплинами.

По субшкале удовлетворенность избранной профессией было получено 3,14 балла. Это позволяет нам сказать, что существует некоторая неудовлетворенность в учебно-профессиональной деятельности. Это связано с профессиональным кризисом. Студенты обучаются по своей профессии два с половиной года, что составляет половина срока обучения. На данном этапе они получили большое количество знаний, однако, не знают каким образом их применять, не представляют, где будут работать. В связи с этим и возникает некоторая неудовлетворенность учебным процессом.

По субшкале удовлетворенность отношениями с однокурсниками было набрано 2,89 балла. Этот показатель говорит о том, что существует некоторая неудовлетворенность в общении с однокурсниками. Можно предположить, что у студентов не со всеми однокурсниками сложились благоприятные и доброжелательные отношения.

По субшкале удовлетворенности отношениями с преподавателями было получено 2,76 балла. Данный показатель свидетельствует о некоторой неудовлетворенности в отношениях с преподавателями. Это связано с тем, что студенты проецировали свой опыт общения с учителями в школе на преподавателей вуза, у них существовала некоторая установка на образ преподавателя как «близкого друга». Со временем студенты поменяли свое отношение к преподавателям и теперь воспринимают их как наставников, но также они потеряли возможность близкого общения с ними. Это и привело к снижению уровня удовлетворенности отношениями с преподавателями.

По субшкале удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом было набрано 2,62 балла. Данный показатель говорит о том, что существует некоторая неудовлетворенность в данной сфере, запросы превышают бытовую и бюджетную реальность. Это связано с тем, что студенты не могут эффективно распределять имеющиеся у них средства для удовлетворения своих потребностей, они находятся в материальной зависимости от родителей.

В целом, можно сказать, что учебная деятельность протекает в пределах нормы, но не дает возможности реализовывать все свои способности, некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности.

Для исследования взаимосвязи учебно-познавательной мотивации и уровня удовлетворенности учебной деятельностью мы использовали критерий Пирсона. Были получены следующие данные: р=0,714. Этот показатель свидетельствует о том, что существует взаимосвязь учебно-познавательной мотивации и уровня удовлетворенности учебной деятельностью. Полученные нами данные совпадают с результатами исследования Т.А. Ивановой и А.Я. Левина [10].

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась: при высоком уровне учебно-познавательной мотивации формируется высокий уровень удовлетворенности учебной деятельностью.

Список литературы

1) Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.

2) Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Автореф. Дисс.канд.псих.наук.- Казань, 1997.

3) Иванова Т.А., Левин А.Я. Мотивация учебной деятельности студентов// Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности: Межвуз. Сб./Под ред. Г.С.Шляхтина. — Горький: Горьк.гос.ун-т, 1987.—С.77-84.

4) Лапшин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов/Психологический журнал. - 1996. - т. 17. - №4. - с. 134-140.

5)Орлов Ю.М. Потребностно- мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студента вуза: Дисс.докт.психол.наук.-М.,1984.

6) Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.:Логос, 1994. —160с.

Библиографическая ссылка

Вервейко И.Н.,Викторова Е.А. Взаимосвязь уровня удовлетворенности учебной деятельностью и учебной мотивации студентов // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6999 (дата обращения: 12.12.2019).



Сертификат Получить сертификат