Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Вавилон Апокалипсиса
Челышев П.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Челышев П.В.

ВАВИЛОН АПОКАЛИПСИСА

Библия связывает возникновение города с причинами, вытекающими из конкретного исторического события – убийства Авеля Каином. Эта причина возникновения города имеет духовно-психологический характер. После совершенного заклания брата у Каина нарушается психика, появляется страх за свою жизнь, ужас ожидания возмездия. Город для Каина и его потомков – ограда, забор, за которым можно спрятаться от Бога, любых внешних врагов и от всего мира. Однако внешнее ограждение не может избавить братоубийцу от главной причины душевного разлада - греха. Каин стал символом человека, не способного принести покаяние Богу, а потому обреченного на вечные душевные муки и ложные страдания.

Второй причиной возникновения города, на которую указывает Библия, была невозможность дальнейшего пропитания Каина от Земли1, стонавшую от пролитой крови.Поскольку страх гнал Каина от Бога и людей, а сельское хозяйство стало для него невозможным, постольку он и основал принципиально новую форму жизни – городскую. В результате, Каин пошел от лица Бога и поселился в земле Нод, на Восток от Едема2.И построил он город; и назвал город по имени сына своего Енох3.

Цивилизация «Первый Вавилон» была построена возродившимися в духе каинитами в послепотопные времена. О втором же Вавилоне говорит ап. Иоанн Богослов в Откровении (Апокалипсисе), изображая в религиозных символах конечную цивилизацию как всемирный город, безбожное общество, увлеченное научно-техническим прогрессом, всеобщую посредническую торговую деятельность и эротоманию (разновидность умопомешательства, при котором больной постоянно занят мыслями о половых отношениях).

Во-первых, «Второй Вавилон» это – город, жители которого заняты вне сферы сельского хозяйства в разных формах духовной и материальной деятельности. Это – развитый комплекс хозяйства и экономики, являющийся сосредоточением архитектурных и инженерных сооружений, центром развития искусства и ремёсел, технических достижений, которые обеспечивают жизнеобеспечение и развлечение населения. Это – самостоятельный многоликий и цельный организм.

Во-вторых, Второй Вавилон – не простой город, а великий город, распространяющий свое влияние на все страны и народы. Иначе говоря, это – современная глобальная всемирная цивилизация. Глобализация, связывая мир в единое целое, конечно, облегчает экономическое и политическое взаимодействие, способствует торговле, течению капитала, улучшает взаимопонимание и общение между народами. Но она также навязывает государствам и народам единый стандарт жизни (сегодня, преимущественно, американский, основанный на достижениях научно-технической революции, на принципах прагматизма, эффективной деятельности, комфорта и потребления), который упрощает и умаляет их культурную национальную самобытность. Мечта всех глобалистов – создать людей, у которых нет никакой связи со своим отечеством, культурной традицией, историей, лишенных национальной идентичности и равнодушных к духовным ценностям.

Человек, оторванный от своих корней, легко управляем. Такого человека легко превратить в «говорящее орудие», легко сделать из него идеального раба-производителя, стоящего за копейки у станка, и потребляющего дешевую продукцию. И от этого страдает не только национальная, но также и общечеловеческая жизнь, которая есть диалектическое единство многообразия. Мир должен быть единым, но и многополярным одновременно. Нарушение равновесия между целым и частями, отсутствие свободы развития приводит к духовному кризису. Недаром Библия связывает конец света с унификацией мира, с отсутствием социальной, политической и экономической, культурной свободы развития: тотальная регламентация жизни неизбежно приводит к Апокалипсису, ибо развитие человека требует свободы. Отсутствие свободы обессмысливает жизнь.

В-третьих, символом этого города является великая блудница, сидящая на водах многих4.Сущность, природа, внутренняядуховная жизнь, истинные стремления великой блудницы четко выражены в ее одежде и написаны на ее челе5. Но для всех это – тайна. Люди смотрят и не видят, слушают и не слышат, поскольку для горожан данный образ жизни стал естественным и привычным как воздух.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным6.

Под блудницею здесь нужно разуметь собственно сам мировой город Вавилон. Именно он назван великим городом и охарактеризован, как блудница7, которая развращает всех жителей этого города. Все население втянуто в сферу ее влияния. С нею блудодействовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле8. Воды многие, как поясняет ангел, суть люди и народы, племена и языки.

А блудодействовала эта великая блудница, сидя на звере определенным образом и покрывая своими мерзостями всю землю. «Под блудодейством, – пишут комментаторы начала XX века, – нужно иметь в виду распространение безнравственных обычаев… развратную религию и культ, общее развращение»9. На современном языке это означает, прежде всего, сексуальную революцию, которая прокатилась по всему миру, превратив сексуальные удовольствия в одну из главнейших ценностей человечества, в своеобразную оборотническую религию. Колдовская магия этой религии распространяет через средства массовой коммуникации психическую заразу, от которой убежать никуда невозможно, и сводит с ума его жителей.

В-четвертых, еще одной действующей силой последнего Вавилона становятся банкиры, торговцы, купцы, коммерсанты, негоцианты. В мировом же городе, осуществляя посредническую деятельность, эти, как считает Платон, «непригодные» люди приобретают огромную экономическую власть, превращая в товар всех и каждого. Человек, отчуждаясь от своей собственной сущности, сам становится живым товаром наряду с любыми другими вещами (Маркс). В этом обществе всему есть своя цена. Все взвешено, измерено, продано и куплено. Все говорят на разных языках, но понимают отлично только один – язык денег. Страшная картина тотального экономического рабства.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в эти времена господствует всадник, сидящий на вороном (т.е. черном – символ ада) коне и имеющий меру в своей руке10. Но эта мера труда неправильная. Как сказано: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай11. Несправедливая оплата труда приводит к резкому разделению населения на богатых и бедных. Первые роскошествуют, обильно вкушая дорогую и хорошую пищи (вино и елей), а вторые могут купить за мизерную дневную оплату труда (динарий) только малую хлебную меру или, чтоб совсем уж не оголодать, три меры ячменя, самой дешевой крупы12.

Деньги являются главным конкурентом Христа за господство в нашей жизни. Невозможно служить мамоне — даже малейшим образом — и оставаться при этом слугой Господа. Иисус говорит нам, что мы должны выбрать служение одному из этих господ: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будете ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне13.

Но «тайна» современной глобальной цивилизации состоит не только в сложившейся экономической и тотальной эротической системе отношений, но и в том, что люди стали эту систему воспринимать как нечто нормальное, естественное, положительное и притягательное. Более того, поскольку сыны века сего догадливее сынов света в своем роде14, постольку они весьма неплохо приспособились к этому рабству, привыкли к подобному образу жизни и вовсе не хотят от него освобождаться, даже чувствуют определенное удовольствие от него, испытывают наслаждение от своей болезни и духовных язв, «нарочно их растравляют, стараясь прибавить к ним и другие раны. Они то только и считают здоровьем, когда удовлетворяют всякую страсть и всякую похоть свою, – даже величаются, когда делают какой грех срамный, срамоту такую вменяя себе в славу»15, в ослепительном свете наслаждений забывая всякие тревоги и муки совести.

Можно даже сказать, что они искренне полюбили этот город торговли, услады и разврата, сделали его своей религией, смыслом жизни. Поэтому-то, подавляющее большинство жителей этого города и, прежде всего, цари-правители, купцы-банкиры, и развлекающие их продажные деятели искусства, вовсе не хотят духовно меняться, а, наоборот, будут весьма скорбеть о разрушении Вавилона. Они будут искренне плакать и переживать, что закончились их счастливые дни обогащения, наслаждения, разврата, политической и экономической власти над миром, телами и душами простых людей.

И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействующие и роскошествующие с нею, когда увидят дым от пожара ее… И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих16.

1 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Моск. Патриархии 1988. Быт. 4: 11–12

2 Быт. 4: 16.

3 Быт. 4: 17.

4 Откр. Апок. 17: 1 – 2.

5 Откр. Апок. 17: 15.

6 Откр. Апок. 17: 4–5.

7 Толковая Библия, или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового завета. В 3 т. – Стокгольм, 1987. – Т. 3.– Комментарий к Откр. Апок.,17. – С. 585.

8 Откр. Апок. 17: 2.

9 Толковая Библия. Там же. – Т. 3.– Комментарий к Откр. Апок.,17. – С. 585.

10 Откр. Апок. 6: 5.

11 Откр. Апок. 6: 6.

12 См.: Петр Ивáнов. Тайна святых. Введение в Апокалипсис. В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – Приложение к первому тому. Благовестие Апокалипсиса. – С. 201.

13 Мф 6: 24.

14 Лк. 16:8.

15 Симеон Новый Богослов, прп. Творения. В 3 т. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 2. – С. 239. – Слово 73, (Cat.3).

16 Откр; Апок.18: 9–13.

6

Библиографическая ссылка

Челышев П.В. Вавилон Апокалипсиса // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6994 (дата обращения: 19.04.2021).



Сертификат Получить сертификат