Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Влияние ВТО на банковскую систему России
Маркович Анастасия Андреевна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

В настоящее время вопрос о вступлении России в ВТО самый обсуждаемый, поэтому рассмотрим, как повлияет этот процесс на банковскую систему.

Мнения специалистов о влиянии ВТО на банковскую систему различны. Меньшинство считает, что вступление в ВТО никак не отразится на банковской системе страны: реальные ограничения для доступа на российский рынок банковских услуг отсутствуют уже сейчас и более привлекательным он не станет. Другие придерживаются того мнения, что резко возросшая конкуренция будет стимулировать развитие национальной банковской системы, то есть последствия будут благоприятны. Большинство же склонно считать, что данный процесс негативно скажется на российских банках: необходимо защищать российский рынок банковских услуг, принимать меры, препятствующие возникновению проблем и способные сгладить негативные последствия данного процесса.

Не секрет, что главным критерием значимости страны является глобальная конкурентоспособность национальной экономики. А банковская система между тем важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчётов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Понимая это, некоторые экономисты предлагают заставить нашу банковскую систему работать и развиваться быстрее остальных сегментов экономики, чтобы банковский сектор рос опережающими темпами по сравнению с другими секторами экономики, обеспечивая дополнительные стимулы для общего экономического подъема, то есть фактически предлагается сделать банковскую систему сверхприбыльной, для притока денежных, интеллектуальных и прочих инвестиций. Чтобы банковская система потянула за собой оставшиеся сегменты экономики.

Однако более оптимальным будет другой подход. Его суть заключается в том, чтобы дать возможность банкам расти снизу, то есть определиться: сколько и каких банков нам нужно на местном, региональном уровне. А Правительство РФ и Центральный банк РФ должны помочь регионам и банкам создать действительно оптимальную, эффективную банковскую систему. Это - более сложный, трудный подход. Но именно он позволит России выйти из сложного экономического положения.

Ведь если не считать Москву, Петербург и несколько крупных промышленных центров, то банковское обслуживание в целом по стране развито неудовлетворительно. Это говорит о слабо развитой конкуренции в банковском деле (за исключением конкуренции банков-гигантов). Также необходимо учитывать развитость регионов, их экономический потенциал и конъюнктуры финансового рынка, что позволит решить проблему банков – монополистов (возникающих в регионах, где нет ни капитала, ни бизнеса) и построить оптимальную сеть конкурентоспособных банков.

Итак, выделим положительные и отрицательные стороны из присоединения России к ВТО в банковской сфере.

К положительным сторонам можно отнести:

  • повышение капитализации и емкости национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков. Рабочая группа по ВТО Европейского делового клуба считает, что ко времени присоединения России к ВТО доля иностранного капитала в банковском секторе должна быть увеличена до 30%, а после 5-летнего периода до 50%;

  • повышение конкуренции в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг;

  • повышение имиджа России в мире как полноправного участника;

  • Создание благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствии с нормами ВТО

  • создание условий для сокращения оттока капитала за рубеж и возвращения какой-то его части;

  • использование передовых банковских технологий;

  • осуществление инвестиций в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков.

Кроме того, ряд представителей отечественного крупного бизнеса приветствуют проникновение зарубежного банковского капитала, так как он способствует получению крупных инвестиций в масштабах, намного превышающих возможности отечественных банков. Однако, у данного явления, конечно, имеются и негативные последствия.

При анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО необходимо учитывать системные риски как минимум четырех порядков:

  1. Непосредственно прямые риски собственно банковской системы:

  • Риск оттока капитала. Иностранные банки хотя и будут регулироваться российскими банковскими требованиями, но в политике размещения ресурсов будут руководствоваться, прежде всего, собственными интересами, которые будут учитывать в первую очередь национальные интересы своей страны. Существует вполне обоснованный риск, что средства, привлеченные на российском рынке, будут размещаться за рубежом. Такая ситуация наблюдается уже сегодня. Например, на 28 банков, подконтрольных нерезидентам в РФ, приходится 10% банковских активов. Активы среднего банка этой группы почти в 6 раз превышают активы среднего российского банка. В анализе их деятельности отчетливо превалирует специализация, связанная с оттоком капитала. Чистые иностранные активы составляют 45% активов этой банковской группы, что гораздо выше среднебанковского уровня (18%) Доля же кредитов реальному сектору составляет всего 27% против 40% в среднем по банкам РФ. Зато депозиты физических лиц за 9 месяцев 2009года выросли более чем на 70%, что выше, чем в 2 раза средних темпов прироста по банковской системе;

  • Риск сравнительной потери деловой репутации. Важным фактором конкурирующего превосходства является и деловая репутация. При прочих равных условиях (процентных ставках, тарифах, качеству обслуживания) еще долгое время, например, швейцарский банк будет для потребителя банковских услуг более привлекательным, нежели его российский коллега. Потому что за швейцарским банком - несколько столетий безупречной работы, а у российских банков - 4 кризиса за последние 10 лет;

  • Риск утраты влияния по использованию механизмов перераспределения средств в социальные и жизненно-важные отрасли.

Показателен пример Польши. Из 62 частных коммерческих банков 44 прямо или косвенно принадлежит иностранцам. Иностранные инвесторы контролируют почти 79% капитала и 68% активов всего польского сектора. На них приходится 72% совокупных кредитов и 64% депозитов.

Развитие сельскохозяйственных отраслей, когда-то славившихся своей продукцией, практически приостановлено. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию;

  • Риск сокращения занятости в банковской сфере, прежде всего высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных банков.

  • Глобальный риск потери самостоятельности денежно-кредитной системы, утрата национального суверенитета в банковской отрасли, что несет в себе угрозу национальной безопасности.

2. Риски второго порядка, возникающие при либерализации других секторов экономики ("риски от клиентов"). Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренции, оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства. При сырьевой ориентированности российского экспорта, огромном износе производственных фондов - эти риски весьма значительны.

3. Риски третьего порядка - "социальные", но также влияющие на банковскую систему. Двух видов: а) возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; б) необходимость повышения затрат на заработную плату в соответствии со стандартами, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможное падение конкурентоспособности российских товаров.

4. Риски четвертого порядка - "экологические". Развитые государства, члены ВТО, смогут также при необходимости использовать этот инструмент, потребовав от нас соблюдения экологических производственных стандартов.

Известно, что коммерческие банки являются неэмиссионным источником генерирования денег в экономику благодаря действию известного эффекта мультипликативного расширения депозитов. С учетом этого фактора банковская система производит 40% всех денег в экономике, а 60% приходится на эмиссионный центр - Банк России. Эта функция мультипликативного расширения рублевой денежной массы - принадлежит исключительно отечественным коммерческим банкам.

В развитых странах, имеющих свободно конвертируемую валюту, этот показатель намного больше за счет включения в производство "их" денег экономик других, прежде всего развивающихся стран. Основной объем операций в России иностранный банк будет производить в свободно конвертируемой валюте, что будет означать расширение денежной массы за счет валютной составляющей. В этом не было бы ничего страшного, если бы рубль был конвертируемой валютой. Но пока это не так, более сильная валюта будет уничтожать слабую. Нехватка рублей в экономике будет компенсироваться эмиссионным центром, неизбежно будет расти инфляция, а курс рубля будет падать. В стране-доноре все будет наоборот: валюта этой страны будет укрепляться, инфляция снижаться. Этот механизм хорошо известен на примеры других стран, но он почему – то замалчивается.

По мнению некоторых экспертов, вступление России в ВТО принесет ей положительный результат через 10, а то и больше лет, при полном содействии государства и его способности быстро меняться под сложившуюся ситуацию в стране. На ближайшую перспективу ситуация будет складываться совсем не в нашу сторону, по прогнозным данным пострадают многие отрасли экономики, такие как машиностроение, промышленность, сельское хозяйство, малый и средний бизнес и другие, а некоторые просто исчезнут. Возникает, полнее оправданный вопрос, а не поторопились мы с вступлением в ВТО.

Список использованных источников и литературы

  1. ↑ Россия вступила в планы Евросоюза

  2. Россия как никогда близка к достижению одной из важных внешнеполитических и экономических целей // echo.msk.ru, 31.10.2011

  3. Рубченко Максим, Кокшаров Александр. Задержались на пороге // Эксперт. — 2006. — № 41 (535).

  4. Кагарлицкий Б. Ю. Будет больно!, 2006

  5. Дефективный народ или предательская власть?

  6. На ринг — со связанными руками. Присоединение к ВТО — окончательная капитуляция. Часть 2

  7. 12 Со связанными руками и удавкой на шее. Присоединение к ВТО — окончательная капитуляция. Часть 3

  8. События и люди № 105. ЦИК и референдум на YouTube

  9. Народный интерес — Втягивание РФ в ВТО — измена Родине на YouTube

  10. ↑ 100 человек, которые могут изменить Россию Движение «Стоп ВТО», 04.04.2012

  11. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? «Левая политика», 2009, № 9, С. 38-55.

Библиографическая ссылка

Маркович Анастасия Андреевна Влияние ВТО на банковскую систему России // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6790 (дата обращения: 19.09.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка