Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ КАК ПУТЬ ВНИКУДА
Сорокина Светлана


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

организация работы системы

аттестации научных кадров беларуси

как путь вникуда

ВАК Российской Федерации, как и в былые времена ВАК Советского Союза, имеют высокий авторитет не только внутри государства, но и за его пределами. Обусловлено это тем, что эта структура охватывает значительное количество ведущих ученых из разных регионов страны, представителей различных научных школ и направлений. Это позволяет формировать решения ВАК независимо от конъюнктурных интересов определенных сообществ и учреждений и избежать коррумпированности. Иными словами, достаточное количество высококвалифицированных специалистов обеспечивает качество работы аттестационной комиссии.

С объявлением независимости бывших союзных республик молодые государства поспешили создать свои структуры наподобие ВАК России. Естественно, при формировании их состава они столкнулись с ограниченной численностью аттестованных докторов наук по каждой специальности. Как следствие – все специалисты, так или иначе, участвуют в работе «научной кухни». Т.е. все вместе оказываются «в одной связке» и становятся зависимыми друг от друга.

Прежде всего, при оценке перспективности научных программ для принятия решения о финансировании проектов. При наличии трех-пяти конкурирующих структур, представители которых имеются в комиссии по оценке научной значимости и периодически чередуются, нет смысла придавать огласке истинную значимость проектов, гораздо легче договориться о взаимной поддержке и получении финансирования.

То же самое повторяется и в остальных сферах действия науки.

При рецензировании статей и принятии решения об их публикации (опубликованные статьи – один из показателей работы научного подразделения и необходимое условие защиты диссертаций).

При плановых и внеплановых проверках деятельности организации.

При оценке квалифицированности действий сотрудников.

При аттестации как учреждений, так и их работников.

При защите диссертаций.

Для беспрепятственной реализации принципа круговой поруки необходимо обеспечить сохранность и преемственность «ядра» системы, не допустить появления среди официально признанных специалистов людей, которые могут противостоять сложившейся системе и представлять угрозу для круговой поруки. Каким образом? Здесь все средства хороши, и заведомая ложь официальных лиц – не самое постыдное из них, имеются и случаи прямых угроз со стороны официальных лиц, назначенных научными экспертами.. Но самое главное – создать законодательную базу, полностью исключающую разоблачение сложившейся системы и обеспечивающую ее безнаказанность и беспрепятственное существование.

К слову, такая законодательная база создана в Беларуси. Там никакие, даже совершенно абсурдные высказывания т.н. экспертов не могут быть оспорены ни на каком уровне даже при наличии массы безоговорочных доказательств. Почему? Государственная позиция – подчинение ВАК Беларуси непосредственно президенту Беларуси (для сравнения, в России ВАК относится к Министерству образования и науки). Это значит, что ни Комитет государственного контроля, ни прокуратура Республики Беларусь, ни Совет министров, ни даже Администрация президента не могут контролировать деятельность неподвластной структуры и даже проверять поступающие жалобы, ссылаясь при этом на свою научную неподготовленность.

Прямым следствием такой организации научной и аттестационной деятельности является низкий м продолжающий падать уровень науки в стране, отсутствие перспективных научных направлений и разработок, отсутствие значимого экономического эффекта от вложенных в науку материальных средств, низкий индекс цитирования статей, отсутствие интереса к покупке научного продукта со стороны зарубежных стран.

Но кроме деградации белорусской науки, есть в сложившейся практике еще одна немаловажная сторона, которая может представлять интерес для стран-партнеров Беларуси, которых, к слову, осталось немного. И прежде всего – для России.

Не стоит думать, что научные круги Беларуси обезопасили себя только от контроля и влияния республиканских государственных органов. Обезопасили они себя и от вмешательства извне.

Формально в соответствии с международными договоренностями, а также двухсторонним соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 27 февраля 1996 года, «дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в Республике Беларусь, и дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в Российской Федерации, признаются эквивалентными и дают их владельцам право осуществлять профессиональную деятельность в обоих государствах в соответствии с присужденной им ученой степенью» (статья 10). Однако данное соглашение действует только в одностороннем порядке: признаются и подлежат нострификации (автоматическому приравниванию) в Российской Федерации дипломы кандидатов и докторов наук, полученные в Беларуси. Т.е. ВАК России действует в соответствии с соглашением.

ВАК Республики Беларусь признает дипломы ВАК России только в том случае, если «направление для защиты было выдано ВАК Беларуси». Естественно, что тем, кто может представлять угрозу сложившейся системе круговой поруки направление не дадут. Более того, даже полученная в ВАК России ученая степень кандидата или доктора наук не подлежит нострификации (приравниванию) в Беларуси, требуется только повторная защита. Смешно, но работу серьезного механизма, включающего в себя ведущих ученых постсоветского пространства, пытается оценивать группка из нескольких человек «самостийнай» Беларуси, фамилии и научные достижения которых неизвестны никому, кроме их самих. И не только контролирует, а принимает решение об отсутствии научности работы, признанной ВАК России. Иными словами, о неграмотности экспертов ВАК России. Т.е. на практике получается, что дипломы ВАК России на территории Беларуси оказываются «вне закона», несмотря на подписанные соглашения с Российской Федерацией о взаимном признании дипломов.

К чему это? О таких подводных рифах белорусского законодательства должны знать в России. О них следует помнить при подписании двухсторонних и многосторонних соглашений с Республикой Беларусь, чтобы исключить действие «двойных стандартов» в трактовании договорных обязательств со стороны местного законодательства.

Библиографическая ссылка

Сорокина Светлана ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ КАК ПУТЬ ВНИКУДА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6378 (дата обращения: 21.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка