Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ВОПРОСЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ВРЕДА
Ивентьев С.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ВОПРОСЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ВРЕДА

Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [3, с.10], что было доказано наукой [15,с.237;17,с.304;5,с.5].

Человеку – его духовному, нравственно-душевному и телесному началам – с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод. Телесному началу личности принадлежат так называемые материальные блага, а остальным – нематериальные или неимущественные блага (Божественные, духовные и моральные) [5,с.7;7,с.210-213], которые нашли воплощение и свою реализацию в правах и свободах человека и гражданина.

Российская юридическая наука к нематериальным благам относит жизнь и здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбор места жительства, право на имя, право авторства и другие личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, что было закреплено в Гражданском кодексе России (статья 150) [14].

Защите подлежат духовные и морально-нравственные блага личности, а также неимущественные отношения, которые неразрывно связаны с личностью участвующих в них. В гражданском законодательстве к одному из способов защиты гражданских прав относят компенсацию морального вреда (статья 12) [12,с.151-153;14].

Под моральным вредом, как правило, понимают нравственные или физические страдания, причинённые действиями, посягающими на личные неимущественные права (право на имя, право авторства и др.) либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и др.) [2,с.59;12,с.151-153]. Из перечисленных нематериальных благ, к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина относятся такие, как право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека [6,8,с.92;11].

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения и позитивного права.

Понятие «моральный вред» относится к сфере морали и является её нравственной категорией.

Пленум Верховного суда Российской Федерации постановлением от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указанную нравственную категорию распространил на гарантии материальных благ, тем самым охватив моральными нормами всё российское право. В данном случае, здесь мы видим классический синтез права и морали и юридизацию нравственно-моральных норм.

В свою очередь, компенсация морального вреда выступает гарантией прав и гражданско-правовой ответственностью за нарушение духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, которые провозглашают духовные и моральные ценности личности [5-7,11,с.92-93;9,с.94;10;11].

Нарушение и ущемление духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина всегда ведёт к духовным, нравственным и физическим страданиям, в том числе, к уничтожению человека [5,с.87].

Размер возмещения причинённого вреда устанавливается судом, который также вправе определить возмещение морального вреда, причинённого человеку.

Несмотря на сравнительно юный возраст института компенсации морального вреда в нашем законодательстве, судами уже рассмотрено большое количество дел данной категории.

Следует отметить, что механизм возмещения морального вреда в полной мере не работает. Кроме того, нет единой методологии и базиса в подходе российскими судами к определению размеров компенсации морального вреда. По этой причине размер компенсации морального вреда, присуждаемого Европейским судом по правам человека, в разы отличается от сумм, присуждаемых российскими судами, которые считают, что человек не претерпевает нравственных страданий в результате нарушения его каких-либо прав. Так, например, Европейский суд по правам человека постановлением от 29.01.2004г. по делу № 53084/99 «Кормачева против Российской Федерации» взыскал с государства-ответчика в пользу Т.А.Кормачевой 3000 евро в качестве компенсации морального вреда. 17.07.2007г. мировой судья судебного участка № 3 Кировского района г.Казани Хайбулов А.А. по гражданскому делу № 2-3-415/07 по иску С.И.Ивентьева к ИП А.А.Салахутдиновой вынес решение о взыскании с ответчика 500 рублей компенсации морального вреда. Судья Кировского районного суда г.Казани Шеверина Т.М., согласно апелляционному решению от 30.11.2009г. по делу № 11-44/09, взыскала с ИП А.Ф.Грачёва в пользу С.И.Ивентьева компенсацию морального вреда в размере 50 рублей.

Кроме морального и физического вреда существует духовный вред,

причиняемый духовной целостности личности.

Под духовным вредом понимаются переживания и страдания человека, вызванные действиями, основанными на произволе и насилии (тирании).

Насилие представляет собой узурпацию свободной воли личности, где одна сторона силой, внешним принуждением пытается навязать свою волю, власть другим [4,с.32]. А это всегда посягательство на духовную, нравственную и личную (телесную) свободу человека.

В связи с открытием и введением в юридическую науку духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, в конце XX века на теоретическом уровне были очерчены границы совсем нового зарождающегося института компенсации духовного вреда [5,с.102], связанного с духовными страданиями личности [8,с.93;9,с.96].

Понятие «духовные страдания человека» было введено в правовую науку в связи с правоприменительной практикой Европейского суда по правам человека [16,с.205-206]. Как мы знаем, судебные решения международных судебных органов являются вспомогательными средствами для определения правовой нормы [13,с.22-23].

Как показывает судебная практика, российские суды, за исключением Конституционного суда России, не признают и не применяют при рассмотрении дел нормы международного права, что говорит о низком качестве профессиональной подготовки судей.

В соответствии со статей 15 Конституции России указанное правовое понятие «духовных страданий человека» непосредственно входит в российскую правовую систему. В связи с этим встаёт необходимость законодательного закрепления в российском праве института компенсации духовного вреда, который расширит на много границы духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина.

Как мною отмечалось, человек имеет право на возмещение духовного вреда, которое вытекает из универсального духовного права человека на духовную неприкосновенность от третьих лиц, в том числе и государства [5,с.10,102],

Вопрос о возмещении духовного вреда в российской юриспруденции остаётся открытым.

Список использованной литературы

1. Вольф Ф.А. Одухотворённая Вселенная. Как один физик видит дух, душу, материю и своё «Я». – СПБ.: ИГ «Весь». 2009.

2. Герасименко Л.В. Гражданско-правовая ответственность за причинение морального вреда по договору добровольного медицинского страхования.// Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-26 марта 2010г. Часть 1. –Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.

3. Гусейнов А.А.Великие моралисты. -М.: Республика.1995.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика. 1998.

5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. – Казань: ТИСБИ, 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://iventev/narod.ru/.

6. Ивентьев С.И. Генезис прав человека//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.//Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ».

8. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. //Ежемесячный научный журнал «Дискуссия». 2010. № 2 февраль.

9. Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина// Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-26 марта 2010г. Часть 1. –Уфа: РИЦ БашГУ.

10. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

11. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

12. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ с постатейными материалами. Части первая-третья/под ред.Е.Л.Забарлука. –М.: Издательство «Экзамен». 2009.

13. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. – М.: Международные отношения. 1996.

14. Российская газета. 20 ноября 2002г., СЗ РФ. 2002. № 46. ст.4532.

15. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. – СПб.: ИГ «Весь», 2005.

16. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. –М.: МНИМП. 1997.

17. Ярцев В.В. Мир души. – Омск: Книжное издательство. 1994.

Библиографическая ссылка

Ивентьев С.И. ВОПРОСЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ВРЕДА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6201 (дата обращения: 12.12.2019).



Сертификат Получить сертификат