Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Рассмотрение творчества Владимира Николаевича Крупина через призму православной культуры
Бекшаева М.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Рассмотрение творчества Владимира Николаевича Крупина через призму православной культуры

Владимир Николаевич Крупин трудится в русской литературе уже более 30 лет. За это время им написано и издано множество замечательных произведений, выход каждого из которых с нетерпением ждут поклонники и почитатели его творчества. «О чем бы ни писал В. Н. Крупин - его произведения проникнуты духом православия, доброты в самом высоком понятии этого слова, подлинного, а не показного патриотизма. Он большой мастер психологического портрета, в его повестях и рассказах тонкий юмор, совсем как в жизни, переплетается с болью о сегодняшней России» (Л. Ефимова).

Творчество Владимира Николаевича широко оценено современниками. Для нас наиболее важным представляется мнение ближайшего друга и соратника автора, писателя Валентина Григорьевича Распутина. Он говорил, что «Владимир Крупин соединил в себе обе манеры — и письменную и устную; в его прозе очень сильный рассказывательный элемент. Впечатление такое, что письмо ему дается легко…. Кажущаяся легкость слова на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя, относящегося к слову с уважением. В художественной литературе очень важно, чтобы слово стояло радостно, опытный читатель всегда увидит эту радость от точного употребления и желанной работы — так оно чаще всего у Крупина и есть» (В. Г. Распутин).

Нельзя и не привести мнение другого не менее авторитетного человека, заведующего отделом критики журнала «Москва», замечательного современного критика Капитолины Кокшеневой, которая размышляя о Крупине, писала: ««Сколько писателей рассуждают о Боге, апокалипсисе, религиозном сознании! Принципиально важно другое — только религия остается по-прежнему «идеальным» источником отношения к жизни (и только реализм остается нашей последней живой идеологией). Важны не размышления, а само чувство веры. Обвально-дерзко, не соблюдая «приличий», без оглядки бросился в православие Владимир Крупин, не заботясь о том, что его откровенная манифестация непременно вызовет желание напомнить о его «партийном прошлом»... Но мне кажется, что эта крупинская безоглядность все же имеет под собой некие более широкие основания, ибо не только он, но и многие молодые писатели, сознательно выбравшие религиозный путь, меру своему чувству находили в народном чувстве веры».

Похвалой из уст Капитолины Кокшеневой является и сравнение автора с Федором Михайловичем Достоевским, при котором критик отмечала особую миссию того и другого в русской литературе. В книге «Русская критика» она отмечала: «Действительно, не только Владимир Крупин – наш современник, но и классик Федор Михайлович Достоевский никак не могут претендовать на роль проповедников и «учителей Церкви». Действительно, никакая «церковная тема» сама по себе не гарантирует художественное качество произведения. И все же не будем забывать, что душеполезная литература была всегда – она умиляла, трогала, заставляла тосковать о светлом и добром. Но никогда она не была агрессивна, никогда не была «проблемна», никогда не стремилась на передовые рубежи эстетики. Она только поддерживала в человеке надежду и теплое чувство».

Относя творчество автора к душеполезному чтению, критик отмечала, что у такой литературы всегда будет свой читатель, что никогда она не перестанет воздействовать на души и сердца людей.

Не обошел своим вниманием творчество автора и другой знаменитейший русский критик Игорь Золотусский, который из большой группы достойных писателей выделил лишь Владимира Крупина и отметил «новый язык его призы», «наклон пера в сторону правды и в сторону свободы слова», и то, что «в прозе Крупина на слух узнаёшь время». Не каждый писатель удостаивается столь глубокой и одобряющей критики.

Крупин – создатель замечательных произведений «Живая вода», «Сороковой день», «Прощай Россия – встретимся в раю», «Варвара», «Как только так сразу» и многих других. Среди многочисленных произведений писателя особо хотелось бы выделить повесть «Люби меня, как я тебя», которая является одной из ярких страниц творчества В.Н.Крупина и современной литературы. Повесть опубликована в журнале «Москва» за 1998 год, № 9. Это произведение с необычным и интересным сюжетом, в нем затронута «вечная» тема любви. Один из уроков по современной литературе по изучению «Русской литературы последнего десятилетия» можно посвятить обсуждению повести.

Повесть может стать важным моментом в воспитании школьников и становлении их личности, органично войдет в единый учебно-воспитательный процесс, так как полностью соответствует целям и задачам школьного курса литературы. А задача литературы как учебного предмета состоит в формировании всесторонне - развитой, нравственно-богатой, высоко-духовной личности.

Сюжет повести трогательный и в то же время трагичный. Молодой аспирант, приехав из Москвы в Петербург на конференцию, на один день, не ожидая ничего необычного, знакомится с девушкой, которой суждено стать любовью всей его жизни. Любовь застигает его неожиданно, он не может понять, когда он полюбил ее, ему казалось, что он знал и любил ее целую вечность. Но надо вернуться в Москву. Герой не находит себе места, снова едет в Петербург, добивается встречи. И, кажется, она тоже его полюбила. Но вмешивается судьба, героиня неизлечимо больна. Однажды, снова приехав в Петербург, он узнает, что Саши не стало. Повесть заканчивается трагично, но неясна судьба героя, он лишь говорит «больше ничего не помню». Это всеобъемлющая сила любви, когда обретя смысл жизни в другом человеке и теряя этого человека, люди подчас теряют смысл и своей жизни. Я думаю, герою в данном случае поможет выстоять та неимоверная и непоколебимая вера в бога, которую привила герою Саша. Она пришла в его жизнь, чтобы изменить его. Ее не стало. Но он изменился. А значит, не зря была эта встреча, не зря была эта любовь, и всю жизнь будет жить светлая память о ней.

В современной литературе очень мало столь пронзительных, чистых и искренних произведений, написанных, говоря излюбленной фразой великого тренера Татьяны Анатольевны Тарасовой, «на нерве», что подобные страницы хочется перечитывать и перечитывать, заново переживая эти неподдельные эмоции.

Произведения православного писателя В. Н. Крупина могут стать нашей нравственной и духовной опорой в трудном современном мире, оплотом душеполезного чтения. Любовь к Отечеству, доброта, милосердие, любовь и уважение к ближнему, терпение, любовь к прекрасному – вот главные отеческие потребности нашего времени. И эти темы буквально пронизывают произведения автора.

Размышление о Крупине хотелось бы закончить словами Валентина Распутина: «…именно по его книгам когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия. Творческий опыт В. Крупина в этом смысле уникален: он был решительнее большинства из нас, нет, даже самым решительным».

4

Библиографическая ссылка

Бекшаева М.В. Рассмотрение творчества Владимира Николаевича Крупина через призму православной культуры // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6024 (дата обращения: 18.07.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 1

BrainExuviates
11:21, 6 ноября 2018

BrainExuviates
Скучнейший ,назидательный автор... Маловыразительный язык, читать неинтересно... На фоне русской деревенской прозы: ироничного Тендрякова,философичного Распутина, гениального Вампилова, широкого Астафьева просто теряется . Да ,родился в Вятке,но с юношества жил в Москве, то есть успел вникнуть в суть деревни за годы детства ,и только. Если бы не
жена,популяризатор его произведений и редактор журнала "Литература в школе",кто бы вообще его читал?

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка