Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Сорочинская Екатерина Юрьевна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Сорочинская Екатерина Юрьевна Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники г. Томск, Россия sladkaya__@list.ru

В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста вуза.

Качество преподавательской деятельности в вузе зависит от шести факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей. Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития вуза.

Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще нет.

В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:

  1. высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;

  2. соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;

  3. качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;

  4. мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;

  5. отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, реализацию личностно-ориентированного образования, системного подхода в инновационных процессах и др.

Преподаватель вуза - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием. Как коллеге, преподавателю вуза свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.

Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.

Все блоки личностных характеристик преподавателя вуза выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.

Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя вуза. В нем проявляются и концентрируются все качества личности. Гражданственность проецируется на ответственность через законопослушание, умение анализировать и принимать чужие позиции, точки зрения (демократичность), проявлять готовность своим трудом служить обществу (трудолюбие).

Ответственность акцентирует все свойства и качества ученого. Благодаря ей он отвечает за развитие науки, прогресс культуры, нравственное использование научных открытий. Поэтому ведущей чертой ученого является его ориентация на связь теории и практики и общественный прогресс. Таким образом, ответственность есть реальное проявление всех качественных характеристик преподавателя вуза.

Профессиональная компетентность - следующий критерий, характеризующий преподавателя вуза. Как гражданин, человек он служит обществу и делу, которому отдает себя, свой опыт и способности. Как мастер своего дела он, несомненно, должен разбираться в преподаваемой науке, педагогике и психологии обучения и воспитания. Как ученый он проявляет достаточную информированность по своему учебному предмету, организует сам исследовательскую деятельность студентов. Он же является экспериментатором и новатором, когда совершенствует методику вузовского обучения, осваивает новые дидактические технологии. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя вуза реализует все его качества как человека, мастера своего дела, ученого-мыслителя, новатора.

Потребность в профессиональном самосовершенствовании - неотъемлемая характеристика человека культуры, науки, служителя своего дела, профессионала высшего уровня. Преподаватель вуза должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою деятельность с развитием науки, культуры, обязан, расти вместе с духовным ростом современной молодежи, причем расти быстрее своих учеников.

Готовность и потребность во взаимопонимании и сотрудничестве - также важнейшие критерии мастерства преподавателя вуза. Психология и педагогика высшего образования четко сформулировала основные постулаты эффективности работы преподавателя: наличие социальной цели, научной организации труда преподавателей и студентов, единые педагогические позиции и требования в коллективе вуза, кафедры, единый стиль общения, выполнения всеми преподавателями и студентами устава вуза, прав и обязанностей. При этом важно, чтобы каждый преподаватель вуза проявлял добрую волю, желание сотрудничать с коллегами, помогать друг другу, искать новое и сорадоваться успехам других.

Способность реализовывать условия роста профессионального мастерства преподавателя вуза, которые в той или иной мере существуют в конкретных учебных заведениях, но их реализация зависит не столько от администрации, научной и учебной части, сколько от того, как активно сам преподаватель-мастер, профессионал использует имеющиеся условия.

Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной деятельности преподавателя вуза, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему студентов, и как к творцу нового в своем деле.

На базе разработанного подхода существует программа диагностики и карта-характеристика личности преподавателя вуза, основывающаяся на выделенных выше критериях качества труда преподавателя вуза. Это предельно важно при аттестации кадров, проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, присвоении ученых званий преподавателя, ассистента, доцента и профессора.

Указанные критерии и показатели, их проявления в реальной практике служат основанием для создания системы анализа профессионального уровня преподавательских кадров. Рассмотрим методики оценки труда преподавателей.

  1. Карты профессиональной самооценки преподавателя, в которых сами работники вуза отмечают критерии и показатели, устойчиво проявляющиеся в их деятельности. На основе анализа полученных данных, обработанных стандартными методиками, составляется план работы кафедры по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей. Данные от кафедр научная часть обобщает в виде характеристики о профессиональном мастерстве педагогических кадров в вузе, что служит основанием для создания планов работы с кадрами данного вуза на перспективу в течение, как правило, трех лет (на более длительный срок планы обычно не реализуются из-за сменности состава, новых подходов к профессиональному образованию, его реформированию).

  2. Стандартные оценки профессионального мастерства членов кафедры. Они предполагают два варианта: по ведущему признаку каждого из вышерассмотренных критериев или по взаимным оценкам членов кафедры по ним же, после чего ведущие члены кафедры отмечают наличие или отставание каждого из показателей.

  3. Психологические тесты для преподавателей по вопросам профессиональной культуры, где ответы преподавателей характеризуют их позицию и установки.

  4. Социологические опросы среди студенчества по указанным критериям, в которых каждый из опрошенных указывает на присуждение преподавателем номинации по различным категориям.

Все указанные методики применяются в комплексе и одновременно позволяют преподавателям объективно оценивать себя, свою работу, свой статус, свое место в коллективе.

Научная часть института на совещании заведующих кафедрами раскрывает цель и задачи обследования, знакомит их с критериями показателями, по которым проводится анализ деятельности преподавательского состава. Четко, в инструктивном ключе или памятке указывается следующее: если все признаки качества наличествуют, присуждается 5 баллов, если их на 1 - 2 меньше - 4 балла, если фиксируются только основные признаки - 3 балла, если меньше трех признаков ставится 0. Это удобно для математической обработки данных и выявления среднего балла профессиональной компетентности кадров. На данной основе кафедра планирует свою работу по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей, планы самообразования и повышения квалификации.

Благодаря проведению такого исследования можно определить общую концепцию проблемы качества преподавательской деятельности. Ориентация преподавателей на студентов при самооценке своих качеств и профессионального мастерства встречается крайне редко. Поэтому, проблема субъект-объектных, субъект-субъектных отношений в вузовской жизни не решается на современном уровне.

Преподаватель - обычно патриот своего предмета, но ему необходимо перейти на следующую ступень - стать патриотом своего вуза, а затем и служителем культуры и духовности, учителем в высочайшем значении этого слова.

Перспективы нового качества вузовского образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Это дает надежду на серьезное реформирование современной высшей школы.

Библиографическая ссылка

Сорочинская Екатерина Юрьевна СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5650 (дата обращения: 18.06.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка