Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ПРОФЕССИОНАЛЬНОE СТАНОВЛЕНИE УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ
Смирнова О.Б.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПРОФЕССИОНАЛЬНОE СТАНОВЛЕНИE УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ

Смирнова О. Б., кандидат психологических наук

(г.Тула, НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»)

Аннотация. В данной статье психологическое сопровождение профессионального становления учителя рассматривается с точки зрения акмеологического подхода к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания, становлению учителя как субъекта профессиональной деятельности. Проанализированы основные стадии профессионального становления учителя и рассмотрены направления оптимизации процесса профессионального становления учителей.

В настоящее время возрос научный интерес к акмеологии как принципиально новой науке, истоки которой находятся в педагогике и психологии. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет находить новые возможности решения проблемы повышения качества образования, которая сейчас активно исследуется.

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания, управлению учебными заведениями позволяет перевести образование из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и его качество, так как у всех субъектов образования основными оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности – ведущей. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха, а акмеологическое сопровождение становления учителя ведет к полноценной реализации его профессионально-психологического потенциала как личности и удовлетворение потребностей как субъекта педагогической деятельности.

Основными задачами акмеологического сопровождения – это диагностика сущности возникшей проблемы; предоставление информации о проблеме и путях ее решения; консультирование на этапе принятия решения и выработки алгоритма решения проблемы; первичная помощь на этапе выполнения алгоритма решения проблемы.

Достижение высоких уровней развития в профессиональной деятельности (акме) возможно, если при этом осуществляется и личностное развитие (М.И.Плугина, 2006) [3]. При этом понятие «личность» является всегда шире понятия «профессионал». Следовательно, в процессе акмеологического сопровождения необходимо решать вопрос не только о профессиональном развития, но, в первую очередь, вопрос личностного развития учителя-профессионала.

Рассматривая проблемы акмеологического сопровождения процесса становления учителя как субъекта профессиональной деятельности, в первую очередь, учитывали то, что на современном этапе развития акмеология в качестве объекта, изучает прогрессивно развивающуюся зрелую личность, самореализующуюся, главным образом, в профессиональных достижениях (А.А.Деркач, 2004) [1; 4].

Причем, рассмотрение саморазвития как ведущей ценности, позволяет человеку наиболее рационально и согласованно осуществлять акме-ориентированные самоизменения, и как следствие, более организовывать успешное продвижение к самоосуществлению.

Представители акмеологического направления делают акцент на необходимости внедрения в практику образовательных учреждений акмеологических служб различного уровня (М.И.Плугина, 2008) [3]. По их мнению, именно сопровождения акмеологические службы являются составной частью системы акметехнологического обеспечения профессионального и личностного развития субъекта деятельности (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Л.И.Катаева и др.).

Многообразие профессионально значимых характеристик учителя Т.В. Смолеусова условно объединяет в два крупных блока: надпредметная компетентность и компетентность предметная. Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность, включает в себя: психолого-педагогическую культуру учителя; знание и учет возрастных особенностей; владение разными педагогическими технологиями; знание нормативно-правовой базы [1].

Предметная компетентность это, прежде всего знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами; владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В.С. Выготского: «... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником» (В.С.Выготский, 1984).

Профессор В.Я.Синенко справедливо считает, что «профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения» (В.Я.Синенко, 1999).

Профессиональное развитие учителя проходит три основные стадии: адаптации, профессионализации и мастерства, поэтому психологическое сопровождение на каждой из стадий имеет свои особенности. В контексте идеи психологического сопровождения в период профессионального и последипломного обучения, мы выделяем частные цели и задачи каждого этапа (см. табл.1).

Таблица 1

Цели и задачи психологического сопровождения профессионального становления личности

Этапы

Цели

Задачи психологического сопровождения

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Оказание помощи в освоении профессиональной деятельности, норм профессионального поведения и поддержки при вхождении в группой коллектив

  • изучение и развитие профессиональных и личностных качеств молодых специалистов;

  • актуализация имеющегося профессионального и социального опыта, стиля профессиональной деятельности и его приспособления к требованиям профессии;

  • поддержка молодого профессионала в адаптационный период при вхождении в трудовой коллектив;

  • помощь в реальной оценки профессиональной компетентности;

  • формирование профессионального самосознания, адекватной профессиональной и личностной самооценки или ее коррекция;

  • оказание поддержки при наличии чувства профессиональной неполноценности;

  • формирование установки на необходимость повышения профессиональных знаний, умений, навыков на этапе последипломного обучения;

  • помощь и поддержка в выработке молодым специалистом новых целей профессиональной жизни;

  • формирование элементарной психологической грамотности и пр.

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Обеспечение взаимосогласованности

и взаимодействия специалиста и предприятия в профессионально-личностном развитии

  • согласование целей развития организации и специалиста;

  • предупреждение и оказание помощи в преодолении барьеров, препятствующих развитию специалиста;

  • формирование и уточнение критериев профессионально-личностного роста;

  • диагностика и оценка потенциалов профессионально-личностного роста;

  • оказание помощи в определении видов и форм повышения квалификации на этапе последипломного обучения;

  • помощь в проектировании жизненной стратегии в соответствии с новыми достижениями в профессиональной сфере;

  • формирование психологической и аутопсихологической компетентности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Развитие

профессиональной компетентности

  • оказание помощи в самореализации и самоактуализации;

  • помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем;

  • внесение корректив в траекторию и темп профессионального становления;

  • поддержка в обретении личностного смысла профессиональной деятельности;

  • актуализация потенциала, связанного с наставничеством;

  • формирование психологической культуры.

Таким образом, можно выделить следующиенаправления оптимизации процесса профессионального становления учителей:

  1. Разрешение имеющихся противоречий между утвердившимся в реальной практике типом деятельности учителя и содержанием сложившейся модели высшего профессионального образования (И.И.Пятибратова, 2004)

  2. Психологизация процесса работы, предусматривающая психологическую и акмеологичекую поддержку учителей. Содержание этой работы заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки в развитии профессиональной Я-концепции учителей начальных классов (О.В.Тимофеева, 2005), путем актуализации духовно-нравственного аспекта профессиональной Я-концепции (М.В.Куприна, 2004; И.В.Лопаткова, 2003; М.Б.Фишман-Борисов, 2004), востребованности в самопознании и самореализации учителей начальных классов через: снятие социально-психологической напряженности, формирование адекватной ориентировки в ситуации, профессиональную идентификацию, становление отношений доверия и принятия себе, развитие профессионального мастерства [1].

  3. Применение психотехнологий формирования аутопсихологической и профессиональной компетентности у учителя начальных классов, стимулирующих непрерывное самообразование.

Наряду с этим, анализ научной литературы позволил выявить ряд факторов достижения вершин и продуктивной творческой деятельности (Н.В.Кузьмина, 1990):

  1. Объективные, связаны с реальными условиями среды, в которой осуществляется взаимодействие учителя и ученика, направленного на достижение определенного результата. К объективным факторам можно отнести социально-экономические условия жизни и деятельности человека, систему знаний, умений и ценностей, а так же уровень и этапы образования на протяжении всех этапов возрастного развития человека.

  2. Субъективные, связаны с индивидуальными субъективными образами изначальных результатов. Данные факторы включают в себя мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, творчество. Так уровень их проявления определяет субъективные причины, влияющие на достижения вершин профессионального развития или препятствующих данному процессу.

  3. Субъективно-объективные, связаны с инструментальными функциями руководителей, организации совместной профессиональной среды, качеством целеполагания и достижения поставленных образовательных задач учителями начальных классов и их учениками [4].

Ведущими акмеологическими факторами являются субъективные: ценностные ориентации, ответственность, способности и направленность личности (Ф.Б.Балкизова, 2005) [4].

Наряду с этим в качестве содействующих акмеологических факторов выступает высокая удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. К препятствующим относятся завышенная самооценка, отсутствие возможностей и условий дальнейшего саморазвития и самосовершенствования, низкий уровень удовлетворенности качеством жизни (низкая заработная плата, низкие показатели здоровья и энергии личности и т.п.), низкий доступ к научной и научно-методической литературе.

А.А.Деркач и Л.А.Степнова (2005) выделили контроль и развитие как два основных направления акмеологического сопровождения, содержательно и технологически дополняющих друг друга. Так в основе любых рекомендаций программно-целевых тренингов лежат данные мониторингового контроля и результаты личностно-профессионального собеседования [2].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что процесс становления учителя как субъекта деятельности возможен только на основе гуманитарно-методологической ориентации и акмеологического сопровождения развития путем использования личностно-ориентированных технологий профессионального развития: акмеологической диагностики; тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития; акмеологического мониторинга личностно-профессионального развития, т.е. методов наблюдения, оценки и прогнозирования психологического состояния личности, включающих комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль профессионально важных характеристик; технологии формирования аутопсихологической компетентности; психолого-акмеологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития; игромоделирование развития собственного «Я» и формирование целостного его восприятия; ретроспекции профессиональной жизни; акмеологической службы, как особым образом организованной и структурированной совокупности средств, направленных на развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Андропова Л.О. Механизмы и функции самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов: теория и методология: Моногр. / Под ред. В.С.Агапова. – М.: МААН, 2008. – 100с.

  2. Деркач А.А., Степанова Л.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизмы развития. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЕК, 2006. – 496с.

  3. Плугина М.И. Сущностная характеристика психолого-акмеологического сопровождения становления личности и деятельности профессионала. – Ставрополь: РИО ИДНК, 2006. – 34с.

  4. Смирнова О.Б. Самоотношение в структуре Я-концепции учителя начальных классов: теория и методология: Моногр. / Под ред. В.С.Агапова. – Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2008. – 102с.

Библиографическая ссылка

Смирнова О.Б. ПРОФЕССИОНАЛЬНОE СТАНОВЛЕНИE УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5586 (дата обращения: 22.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 4

Ирина Николаевна Велинец
15:14, 10 января 2014
Данная статья носит большую практическую значимость. Автор подробно освещает задачи акме-психологического сопровождения каждого этапа профессионального становления педагога. Предлагает приоритетные направления оптимизации процесса профессионального становления учителей.
37CH9mb3t4R
16:42, 9 мая 2016
Ooh those colours are fab on you, darling, and I LOVE when you give us a flash! SHOW US MORE! I've never heard of Hazel (old lady name!) but she looks pretty fab too. I love a batwing sleeve but they do not love me - I don't know why but they are really unflattering on me. It's hengbtreakiar, I tell ya! Love! Sarah xxx
5aNSn0wkhRKS
11:23, 10 мая 2016
jupiterschild, thanks for checking in. I agree with you about the JPS Tanach. The 1985 JPS is my favorite Old Testament. If we could use that for the Old Testament and the (N)RSV for the New Testament, that would be ideal (even if it were a bit hard to explain). I’m not a huge fan of Fox’s translations, myself. My favorite Torah is Frmn7iae̵d;s.
j6aONPv7YLl
19:49, 11 мая 2016
Write more, thats all I have to say. Literally, it seems as though you relied on the video to make your point. You obviously know what youre talking about, why waste your intncligeele on just posting videos to your site when you could be giving us something informative to read? http://mfocpn.com [url=http://wtokawxivpn.com]wtokawxivpn[/url] [link=http://zrqjnitrb.com]zrqjnitrb[/link]

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка