Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ
Лыкова Н.П., Князева А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ

Лыкова Н.П., Князева А.

Россия, Самара

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Самаре

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Профессионалам из области искусства термин "портфолио" знаком давно: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, а также способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

Идея применения портфолио в школе и университетах возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.

К сожалению, на сегодняшний день портфолио вряд ли можно считать чёткой общепринятой концепцией. Еще больше вопросов возникает относительно содержания понятия "электронное портфолио".

В 2004 г. группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио.

Эти учёные дают следующую трактовку понятию портфолио:

Традиционное портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. По сути оно является альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен). Портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Прослеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценка его образовательных достижений и дополнение результатов тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Хотелось бы отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, тем самым обозначив практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио.

Портфолио на сегодняшний день является не только эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  1. поддерживать и стимулировать учебную мотивацию;

  2. поощрять их активность и самостоятельность, а также расширять возможности обучения и самообучения;

  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  4. формировать умение учиться, то есть ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  5. содействовать индивидуализации образования;

  6. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В составе электронного портфолио должны присутствовать:

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента.

Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов и так далее.

Портфолио отзывов — оно включает оценку студентом своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями и работниками системы дополнительного образования (возможна характеристика со стороны родителей).

На современном этапе развития общества можно уверенно говорить о необходимости применения электронного портфолио. Но, к сожалению, в настоящий момент оно применяется не повсеместно, а некоторые люди никогда не слышали об электронном портфолио.

Я (как студентка) считаю, что наличие электронного портфолио необходимо для студентов. С его помощью легко проследить развитие студента на протяжении его обучения, а так же оно помогает в поисках работы, после окончания университета.

Но, к сожалению, применение электронного портфолио на нынешнем этапе развития общества и техники несколько затруднено так как:

  1. Главным требованием к части Портфолио документов является достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и прочее оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ, поэтому в этом случае проблем не существует.

Однако возникает вопрос, что может стать электронным аналогом бумажного документа с печатью?

В идеале таким аналогом является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП — это ключевой элемент официального электронного документооборота. Только благодаря ЭЦП электронный документ приобретает юридическую силу. То есть документ, подписанный ЭЦП, является полноправным официальным документом, в том числе, будучи размещенным в интернете на любом сайте. Однако существуют определенные проблемы с использованием ЭЦП, вызванные тем, что в нашей стране в системе образования пока ещё нет достаточного опыта работы с ЭЦП. Кроме того, оплата услуг по использованию ЭЦП является заметным препятствием к широкому внедрению электронной цифровой подписи в образование.

  1. Так же возникают проблемы, связанные с частью Портфолио отзывов.

С точки зрения техники перевода документов (компонентов портфолио отзывов) в электронный формат мы не встречаем каких-либо новых особенностей. Здесь вопрос состоит в том, какие отзывы должны быть подписаны официально, а какие нет. Если же в портфолио присутствует официально подписанный документ, то достоверность его подтверждается так же, как достоверность элементов портфолио документов, которое рассматривалось выше.

  1. Ещё одной проблемой может стать защита и хранение электронного портфолио. Так как на данный момент оно находится только на стадии развития, то точного описания по его хранению нет. Несомненно оно должно храниться в университете, однако при представлении его на работу необходима уверенность в том, что кроме непосредственного места назначения оно больше никуда не попадёт, а так же в том, что никто не воспользуется его данными (в Портфолио работ могут содержаться сугубо личные материалы интеллектуальной деятельности).

Представляется, что в будущем электронное портфолио получит более широкое распространение, так как студенты оценят его преимущества, а все недостатки и неудобства будут устранены.

Библиографическая ссылка

Лыкова Н.П., Князева А. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5553 (дата обращения: 23.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 1

Везиров Тимур Гаджиевич
16:58, 10 февраля 2012
Тема очень актуальна. Авторам удалось раскрыть суть проблемы.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка