Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Использование инновационных технологий в формировании художественного восприятия учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства.
Козловская М.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Козловская М.А.

Адыгейский государственный университет

Майкоп, Россия

Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику образовательных учреждений активно внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей и молодежи.На сегодняшний день, очевидно, то, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, научно-техническим развитием общества. Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

«Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса» [1].

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий легко воспринимаются детьми, учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Эстетическое оформление в целом создает позитивную психологическую атмосферу. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение. Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

  • Тезаурус - система понятий, обеспечивающих одинаковое смысловое толкование терминов учителя и учащихся;

  • Фасцинация - привлекательность демонстрируемого материала, повышающих интерес к изучаемой теме;

  • Майевтика - принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, для эффективного формирования восприятия произведений изобразительного искусства и выхода на более качественный творческий уровень понимания произведений искусства и применения полученной информации;

  • Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации репродукций произведений изобразительного искусства при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме)

  • Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

  • Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

  • Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного формирования восприятия произведений изобразительного искусства. Целесообразно на уроках применять разнообразные явления изобразительного искусства (живопись, скульптуру, графику, и др.) и их взаимодействие с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), музыки, а так же инновационные технологии. То есть особое внимание следует уделять интегрированным урокам, которые должны обеспечить наиболее полное и целостное восприятие произведений изобразительного искусства. Реализации взаимосвязи литературы, поэзии, музыки и художественного творчества, инновационных технологий, служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к искусству и к обучению. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск, воспринимать искусство.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее формируется восприятие произведений искусства, развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового. «Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку, способствует наиболее полному восприятию искусства»[2].

В связи с этим мы разработали цикл дополнительных мероприятий, направленный на формирование восприятия произведений изобразительного искусства для учащихся 5-6 классов.

Цикл дополнительных мероприятий, направленный на формирование восприятия произведений изобразительного искусства, включают в себя:

- системы факультативных занятий, а так же внеклассных мероприятий, направленных на формирование художественного восприятия;

- модели совместной деятельности педагога и учащихся, при анализе художественных произведений на уроках беседах, уроках изобразительного искусства, базирующаяся на целенаправленном анализе значения примененных в произведении художественно-выразительных средств, для реализации его сюжета и замысла;

- критерии оценки развития основных качеств восприятия и навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства для учащихся 5, 6 классов в процессе обучения изобразительному искусству;

- использование инновационных технологий на уроках изобразительного искусства, а так же в ходе внеклассных мероприятий, факультативных занятий;

- использование педагогических условий.

На наш взгляд, организация учебного процесса с активным использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства способствует эффективному формированию восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).

Используемая литература.

  1. Ильина Ирина Онуфриевна. Использование инновационных технологий в преподавании дисциплин эстетического блока [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://ped-portal.ru/blog/ilinairina/

  1. Мухамадеев И.Л. “Использование персональных компьютеров на уроках изобразительного искусства” [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004516_1.html

Библиографическая ссылка

Козловская М.А. Использование инновационных технологий в формировании художественного восприятия учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства. // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5495 (дата обращения: 23.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка