Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Якушева Л.М.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Л.М.Якушева,

ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им.Д.И.Менделеева»

Тобольск, Россия

На пути коренной реформы современное российское общество предъявляет повышенные требования к социальным институтам. Наука и образование относятся к тем из них, где удельный вес высокопрофессионального интеллектуального труда особенно велик и где качество научных и педагогических кадров объективно имеет решающее значение.

Важным фактом для нашего исследования послужило подписание Российской Федерацией документов Болонского соглашения. Функции преподавателя становятся более творческими, так как он должен создать условия, при которых студент сможет работать с большим объемом современной информации, обеспечить студента необходимой методической литературой и т.д. Следовательно, требуется иной подход к подготовке самого преподавателя.

Обобщающую характеристику современному преподавателю вуза дал З.Ф.Есарев: «Преподаватель - это научный работник, который хорошо ов­ладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства преподавания, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни» 2, с.152.

В анализе структуры научной деятельности преподавателя вуза мы также опира­лись на общетеоретическую концепцию Н.В.Кузьминой о том, что структу­ра деятельности отражается в структуре личности преподавателя [3, с.29].

Конструктивный компонент в научной деятельности преподавателя вуза включает отбор научной информации, ее переработку, контролирование системы знаний, необходимых для проектирования процесса научного поиска, предвидения и предварительной оценки результатов исследования.

Организаторские способности преподавателя вуза проявляются в его умениях организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, комплексное исследование, сплотить вокруг научной проблемы надежных помощников, так же, как и он, преданных научной идее и заинтересованных в успешном ее осуществлении.

Коммуникативная деятельность может протекать на разных уровнях. Исследования показывают, что среди других факторов, способствующих плодотворной научной деятельности, важное место занимают контакты с коллегами малых и больших коллективов.

Согласно документу «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010», утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.08.2005 № 2473п-П7, под инновационной деятельностью следует понимать выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [5].

Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшего учебного заведения, как правило, связана с первым этапом инновационного процесса.Остановимся на нем более подробно.

Идея инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь определенного замысла. Замысел же означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности - как материальные, так и нематериальные.

Все вышеизложенное позволило нам организовать исследование, направленное на изучение компонентов инновационной деятельности преподавателей высшей школы и анализ возможностей использования данной информации в организации психологического сопровождения.

Исходя из темы нашей научно-исследовательской работы объектом экспериментально-психологического исследования является инновационная деятельность преподавателей высшей школы. Базой исследования является ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева».

Выборку составили две группы преподавателей: ведущие активную НИР (первая группа респондентов), направленную на разработку и внедрение педагогических инноваций, и занимающиеся исключительно педагогической деятельностью (вторая группа респондентов).

Анализ психологических аспектов инновационной деятельности преподавателей высшей школы осуществлялся согласно представлениям В.И.Долговой, которая выделила 11 факторов проявления готовности к инновационной деятельности [1] .

Кроме того, в основу подбора комплекса психодиагностических методик была положена общетеоретическая концепция Н.В.Кузьминой о том, что структу­ра деятельности отражается в структуре личности преподавателя [3, с.29].

Согласно данной модели был подобран комплекс психодиагностических методик [4], направленных на анализ компонентов научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы, занимающихся разработкой и внедрением педагогических инноваций и составляющих первый этап инновационной деятельности, который состоит из 14 методик.

По результатам факторного анализа эффективность конструктивного компонента инновационной деятельности определяется такими качествами как вербальная и невербальная креативность, общий и невербальный интеллект, рефлексия, интериоризация и интраадаптация.

Эффективность организационного компонента инновационной деятельности определяется такими качествами как интернальность, мотивация достижения успеха, интраадаптация, эмоциональное выгорание, тип поведенческой активности, способностью к энергетической регенерации, интериоризация, рефлексия.

Эффективность коммуникативного компонента инновационной деятельности определяется такими качествами как низкая социальная фрустрированность, снижение нежелания сближаться с людьми, дружелюбие в коллективе, теплота в коллективе, увлеченность и успешность коллектива, тип эмоционального реагирования, снижение неадекватного проявления эмоций и доминирования негативных эмоций, согласие, удовлетворенность, сотрудничество в коллективе, способность к энергетической регенерации, интраадаптация, интериоризация и рефлексия.

В каждом из трех компонентов личности (конструктивном, организаторском, коммуникативном) представлены три звена инновационной деятельности (мотивационно-оценочное, исполнительское, контрольно-оценочное) преподавателя высшей школы, которые включают в себя способности, определяющие успех на определенном этапе деятельности.

Анализ исследований особенностей профессиональной деятельности преподавателей, а также целей и содержания инновационной деятельности в вузе показал необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Долгова, В.И. Инновационная культура и педагогический менеджмент / В.И.Долгова. – Челябинск: Из-во ЧГПУ: АТОКСО, 2008. – 318 с.

  2. Есарева, 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3.Ф.Есарева. - Л.: Ленинградский университет, 1993. - 111 с.

  3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. - М.: Слово, 1990. – 145 с.

  4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред. проф. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь. 2001. – 345 с.

  5. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010. – Москва, 2005. – 124 с.

4

Библиографическая ссылка

Якушева Л.М. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5473 (дата обращения: 25.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка