Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Соответствие положений проектной деятельности ее фактическому использованию педагогами-практиками
Белова Т.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

СООТВЕТСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕЕ ФАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМИ-ПРАКТИКАМИ

Белова Т.А.

ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж

Мариинск, Россия

Умение использовать метод проектов – показатель высокой квалификации препода­вателя, его прогрессивной методики обу­чения и развития учащихся. Недаром его относят к технологиям XXI века, предусматривающим уме­ние адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.1 Изучив периодическую литературу, мы пришли к выводу, что учителя школ довольно широко используют проектную технологию в обучении. Проанализируем соответствие основных тео­ретических положений технологии фактическому использованию ее учителями на практике по следующим направлениям: позиция учителя; позиция ученика; ведущий характер деятель­ности; этапы проектной деятельности; виды проектов; масштаб использования; образова­тельные результаты проектной деятельности. Проиллюстрируем это анализом некоторых фрагментов.

Учитель: Иванова Н.В. Позиция учителя: делает акцент на необходимости выполнения проекта; организует составление последовательности действий. Позиция ученика: соглаша­ется с мнением учителя о необхо­димости выполне­ния про­екта, уча­ствует в составле­нии после­до­вательно­сти дей­ствий. Ведущий характер деятельности: репродуктивный. Этапы проектной деятельности: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация проекта. Виды проектов: не выделены. Масштаб использования: внеурочная дея­тельность, уроки. Образовательные результаты проектной деятельности: сборник упражне­ний, заданий для закрепления знаний и умений; письменная самооценка процесса и результата собственной деятельности.2

Учитель: Новикова Е.Б. Позиция учителя: через игровую ситуацию подталкивает де­тей к осознанию необходимости выполнения проекта. Позиция ученика: осоз­нает необходимость выполнения проекта. Ведущий характер деятельности: ре­продуктивный. Этапы проектной деятельности: подготовительный; поисково-исполнитель­ный; обобщаю­щий; заключительный; итог. Виды проектов: творческие. Масштаб использования: объединяет несколько дисцип­лин. Образовательные результаты проектной деятельности: создание ситуации успеха; формирование положительной самооценки; стимулирование для дальнейших действий.3

Учитель: Матяш Н.В. Позиция учителя: консультант-помощник. Позиция ученика: равноправный участник деятельности с учителем. Ведущий характер дея­тельности: творческий. Этапы проектной деятельности: организационно-подготовитель­ный; технологический; обобщающий. Виды проектов: творческие. Масштаб использования: уроки технологии. Образовательные результаты проектной деятельности: способствует укреплению здоровья; дети учатся сами добывать знания, принимать решения, берут на себя ответственность.4

Учитель: Ивачева Н.А. Позиция учителя: предлагает разделиться на группы; распре­деляет обязанности; планирует деятельность; предлагает форму презентации. Позиция уче­ника: осуществляет личностное присвоение проблемы. Ведущий характер деятельности: ре­продуктивный. Этапы проектной деятельности: погружение в проект; работа над проектом: распределение обязанностей, работа, итог. Виды проектов: не выявлены. Масштаб использования: уроки окружающего мира. Образова­тельные результаты проектной деятельности: осознание необходимости своей работы; приобретение умений работать с научной литературой; воспитание чувства бережного отно­шения к природе.5

Таким образом, рассматривая позицию учителя, следует отметить, что боль­шинство учителей отходят от позиции консультанта к позиции наставника. Это подтвержда­ется тем, что учитель сам предлагает ученикам выполнить проект, распределяет обязанно­сти, планирует деятельность, предлагает форму презентации; делает акцент на необ­ходимости выполнить проект; предлагает разработанную им тему проекта и его структуру. Только двое учителей из рассмотренных нами выступали в роли консультанта. Они во время выполнения проектов отвечают на вопросы, воз­никшие у детей в ходе работы. Что касается позиции ученика, то здесь мы видим, что чаще всего учащиеся осуществляют личностное присвоение проблемы, только иногда дети выступают как равноправные участ­ники деятельности, способные субъективно повлиять на процесс выполнения проекта, на его результат и пр. Характер деятельности учащихся был по большей части ре­продуктивным, нежели исследовательским, творческим.

В выделении этапов осуществления проектной деятельности у учителей также нет од­нозначного мнения: кто-то выделяет организационно-подготовительный, технологический и обобщающий этапы, другие педагоги разбивают деятельность на мелкие конкретные части.

Что касается видов проектов, то можно сделать вывод, что учителя более склонны к выполнению с детьми творческих проектов, как краткосрочных, так и долгосрочных. Анализ масштаба использования проектной деятельности показал, что учителя применяют ее как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Образовательные результаты, которых достигли учителя с помощью применения про­ектирования, можно разбить на следующие группы: конкретные знания и умения, относя­щиеся к отдельной образовательной области; общеучебные умения; развитие творческих способностей учащихся; воспитание учащихся; мотивация учеб­ной деятельности. К трудностям в применении метода проектов учителя относят следующее: нехватка методической литературы, отсутствие проблематики в системе семинаров и курсо­вой переподготовки учителей.

Даже краткий анализ проблемы использования учебных проектов в образовательной практике показал, насколько плодотворен этот метод, отвечающий природным потребностям ребенка в активном познании мира и в активном действии, в получении результата. Дети не любят пустых упражнений. Как и любому человеку, ребенку интересно продуктивное завер­шение его дела, его усилий. Педагогически важен не столько результат, сколько образова­тельное влияние проекта на школьников, формирование в процессе проектной деятельности самых сущностных качеств личности, необходимых для жизни, для успешности в будущей жизни. Но существуют противоречия в применении метода проектов на практике. Это проти­воречия в реальной позиции учителя и ученика; несоответствие ведущего характера деятель­ности учащихся тому, который должен преобладать в проектировании; неоднозначное опре­деление этапов осуществления проектной деятельности. Кроме того, учителями-практиками отмечены некоторые трудности во внедрении метода в деятельность младших школьников.

Литература:

  1. Иванова, Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 65-69.

  2. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 38-43.

  3. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых [Текст] / Е.Б. Нови­кова // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 34-38.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «академия», 2003. – 272 с.

  5. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения уча­щихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34-38.

1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. М.: 2003. 272 с.

2 Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа. 2008. № 8. С. 65-69.

3 Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых. Начальная школа. 2008. № 5. С. 36.

4 Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. Педагогика. 2000. № 4. С. 39.

5 Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Начальная школа. 2008. № 9. С. 37.

Библиографическая ссылка

Белова Т.А. Соответствие положений проектной деятельности ее фактическому использованию педагогами-практиками // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5186 (дата обращения: 23.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка