Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Сравнительный анализ результатов факторизации данных кросскультурного исследования креативности
Эрдынеева К.Г., Попова Н.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Сравнительный анализ результатов факторизации данных кросс-культурного исследования креативности

К.Г. Эрдынеева, Н.Н. Попова

В статье представлены этнические особенности креативности, которые зависят от принадлежности к той или иной этнической группе и проявляются в значимых отличиях в показателях креативности (оригинальности, уникальности и разработанности) и личностных особенностях субъекта (замкнутости/общительности, чувствительности/высокой нормативности поведения, робостью/смелостью, эмоциональной устойчивостью/неустойчивостью и др.), как носителя этноса.

Вхождение России в мировое сообщество сопровождается процессами глобализации и регионализации, что вызывает повышенный интерес к кросс-культурным исследованиям. Поэтому растёт объём исследований креативности с учётом их многоуровневой детерминации, когда в анализ включаются культурные, социально-экономические, и др. факторы. Поскольку этнические особенности обнаруживают себя в поступках, продуктах деятельности, поведении личности (В. С. Агеев, А. К. Толмачева, Г. Б. Старовойтова, С. К. Смирнов и др.), то возникает необходимость в рамках нашего исследования изучение тех проявлений творческой активности, которые обусловливают способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.А. Холодная).

Согласно позиции С.У. Арутюнян, М.С. Джунусова, Н.Д. Джандильдин, X. Дейкер, Н. Фрайда и др., люди, принадлежащие к одной этнической общности, обладают особенностями, типичными для всех представителей данной этнической общности и нетипичными для представителей другой.

Г. Г. Шпет6 считает, что в разнообразных формах выражения, в словах, рисунке, костюме, в учреждениях, актах, документах – словом, во всем, что мы называем «продуктами культуры», следует различать некое предметное содержание как действительное значение.

Этнопсихологический аспект изучения креативности закономерным образом определяет необходимость выявления индивидуально-личностных характеристик различных этносов в сравнительно-сопоставимом плане. Для этого мы сформировали выборку из двух групп: представителей бурятской национальности – 125 человек, представителей русской национальности -126 человек, из которых - юношей -125 чел., девушек- 126, в возрасте от 16 до 22 лет; общее количество (251 человек).

В качестве методик были использованы: субтест Е. Торренса «Завершение картинок»3, тест отдельных ассоциаций С.Медника в варианте А.Н. Воронина и Т.В. Галкиной1, проба Ю.Н. Кулюткина2 на выявление невербальной креативности, два опросника личностной составляющей креативности Д.Л. Джонсона и Дж. Рензулли5; 16 факторный опросник личности Р.Б. Кетелла (сокращенный вариант)4.

Факторный анализ полученных данных показал, что в фактор1 (F1), определивший 10,2 % общей дисперсии, вошли переменные, имеющие максимальный факторный вес: национальность (0,698) и возраст (0,503). Следовательно, этому фактору можно присвоить название «этнические особенности», как показателю национальной принадлежности респондента.

Фактор 2 (F2), определивший 8,52 % общей дисперсии, представлен переменными, являющимися показателями креативности испытуемых, поэтому ему присвоено название «креативность». Следует отметить, что переменные вербальная и невербальная оригинальность имеют практически одинаковый вес (0,720 и 0,719, соответственно), что говорит о необязательности их деления на виды, поэтому можно объединить их в один показатель: оригинальность. Факторные нагрузки переменных оригинальность и уникальность (0,720 и 0,682) демонстрируют сильную степень связи данных показателей в структуре креативности, т.е. чем больше значения оригинальности, тем больше значения уникальности.

Аналогичным образом беглость (0,598) определяет гибкость (0,547) креативности респондентов.

И, наконец, в фактор 3 (F3), определивший 6,83% общей дисперсии, вошли переменные, являющиеся характеристиками свойств личности респондентов, поэтому мы его называли «личностные особенности».

В данном факторе существенный вес имеет переменные: - «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» (0,721) и «подчиненность – доминантность» (0,657). Факторные нагрузки этих показателей обусловливают высокую степень взаимосвязи эмоциональной устойчивости и доминантности, а также эмоциональной неустойчивости и подчиненности.

Переменные: «замкнутость – общительность» и «чувствительность - высокая нормативность поведения» отражают среднюю степень взаимосвязи таких свойств личности, как замкнутость и высокая нормативность поведения и общительность и чувствительность (0,628 и 0,608, соответственно). «Низкий самоконтроль и высокий самоконтроль» положительно коррелируют с «робостью и смелостью», а так же с «адекватность самооценки» испытуемых, о чем свидетельствуют их веса: 0,577,0,551 и 0,516, соответственно.

Таким образом, фактор принадлежности испытуемого к той или иной национальности, оказывает существенное влияние на показатели креативности (оригинальность, уникальность, беглость, гибкость), как свойства личности, характеризующегося эмоциональностью, общительностью, конформностью и самоконтролем.

В ходе нашего исследования наблюдались несущественные половые различия при определении креативности. По вербальной креативности, определенной согласно ассоциативному тесту, достоверных различий между мужчинами и женщинами не установлено, однако наблюдается тенденция доминирования мужчин по оригинальности ассоциативного вербального мышления.

Эмпирическое исследование этнических особенностей креативности подтвердило нашу гипотезу о том, что этнические различия в степени развития креативности зависят от принадлежности к той или иной национальности и проявляются в значимых отличиях в показателях креативности и личностных особенностях субъекта, как носителя этноса.

Отсюда следует, что этнос является одним из факторов, определяющих содержание, структуру и развитие креативности в поликультурном регионе (Забайкальский край).

Литература:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.- СПб.:Питер, 2007.-С. 322-345.

  2. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю.Н. Кулюткин.- СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 2001.-84 с.

  3. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма).- М.: Институт развития одаренности, 1995.- С. 13-46.

  4. Практикум по психологии / Под ред. А. С. Кармина.- СПб.: Изд-во Лань, 2002.- С.32, С.9.

  5. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006.

  6. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет. -СПб., 1996.-155 с.

Библиографическая ссылка

Эрдынеева К.Г., Попова Н.Н. Сравнительный анализ результатов факторизации данных кросскультурного исследования креативности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5136 (дата обращения: 19.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка