Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Воспитание студента как субъекта мировоззрения
Новиков А.Г.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

А.Г. Новиков, д.филос.н., засл. деятель науки РФ, чл.-корр. РАЕ

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

У нас произошло резкое разчленение обучения, в результате чего учебный процесс представлен прежде всего как информационный, т.е. как питание информацией объектов обучения и процессов воспитания. Отсюда на учебных процессах не учитывается следующий момент: нужна не столько информации. А сколько ОРИЕНТАЦИЯ субъекта обучения – для чего и с какой целью использовать эту информацию?

Итак, речь может идти о позиции, мнении. У каждого субъекта есть мнение. Мнение – МОЕ. Позиция – это наша какая-то опора и она МНОГОГРАННА. Как пирамида фараонов. Каждая грань пирамиды отражает определенную деятельность.

Герберт Маркузе –нем.-амер. Философ, правильно критиковал советское общество за то. Что оно формирует новый тип массового «одномерного человека». Тоталитарным обществом навязываются человеку «ложные» потребности, которые мы называлм разумными. У немецкого философа Фридриха Шиллера выведен флюсообразный тип личности – человек развитый односторонне. Как и насколько можно избавлять от односторонности – это сложный воспитательный вопрос, встающий перед преподавателем.

Один из способов решения этого вопроса – изменение мировоззрения студента в сторону его расширения и дополнения. Но при сохранения и развития многогранности человека необходимы условия. Это может быть второй диплом. Различного рода кружки, философские, культурологические, клубы, спортивные секции, общественные организации, типа «Философские среды», «Кэскил –центр здоровья и духовного возрождения» и др.

Ваша позиция, т.е. позиция субъекта будет богатой и многогранной, только будучи богатой и многогранной жизнедеятельностью.

На наших глазах произошел КРИЗИС ИДЕОЛОГИИ (та часть мировоззрения. Которая была обращена на политику и выдавалась за марксистско-ленинское мировоззрение потерпела крах), после чего последовало МНОГООБРАЗИЕ ИДЕОЛОГИИ. Проблема мировоззрения чаще всего предстает как многоаспектная проблема:

- проблема адаптации студентов младших курсов;

- проблема формирования духовности;

- проблема взаимоотношения между преподавателем и студентом;

- проблема воспитания студента как субъекта воспитания и др.

Сегодня только в г. Якутске имеется 3-4 церкви. В интервью по телевидению студент Якутского госуниверситета рассказывает как пришел к вере. «Это, - говорит он, - просто». Зашел в церковь совершенно случайно, но там ему понравилось и он остался. Говорят, что человек по своей природе религиозен. Все мы в какой-то мере интересуемся, а иногда и внезапно ощущаем, что помимо нашего мира есть другой, невидимый, параллельный мир. У каждого из нас бывают моменты, что это когда-то уже было. В детстве – в сказках и мифах взрослые и родители нам открывали мир, полный неожиданностей, загадок и чудес. Со временем этот мир тускнеет. Становясь старше, обнаруживаем парадоксальность мира. Мы начинаем больше думать о смерти, о переходе бытия в небытие,

По этому поводу Альбер Камю отмечает: «Мы живем будущим: «завтра», «позже», «когда у тебя будет положение», «с возрастом ты поймешь». Восхитительна эта последовательность – ведь в конце концов наступает смерть. Приходит день, и человек замечает, что ему 30 лет. Тем самым он заявляет о своей молодости. Но одновременно он соотносит себя со временем, занимает в нем место, признает, что находится в определенной точке графика. Он принадлежит времени и с ужасом осознает, что время – его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься. Этот бунт плоти и есть абсурд» [ 1 ].

Человек становится носителем знания, интеллектуальным, духовным, а тело устаревает, дряхлеет.

Наши предки об этих тайнах, например, жизнь не заканчивается смертью, могли знать интуитивным путем ¹.

Каким был внутренний мир наших предков, их мировоззрение? О традиционном мировоззрении саха можно ознакомиться в моей книге [ 2 ].

Возрождается, возвращается и национальное.

Л.А. Афанасьев создал учение «Айыы уэрэ5э» («Духовность»). Некоторые его сравнивают с Мухаммедом. Есть и противники этого учения.

В результате человек как бы разрывается. Происходит осмысление себя. Чему верить? Кому верить? С кем идти? За кем идти? Необходимы советы и поддержки опытного человека, каким является преподаватель. В связи с этим встает вопрос: Что такое ЗЛО и что такое ДОБРО? Вопрос, который встает перед каждым поколением и на который они, исходя из своих конкретно-исторических позиций, также пытаются ответить.

Но в самой информации, которую мы несем студентам, не заложено то, чтобы человек был отзывчивым на боль других, близких людей. Вот для чего нужен институт курирования. Как активная, динамичная система он должен быть гибким. Главное не упустить суть – этот процесс духовного воспитания должен находиться в поле нашего зрения.

________________________

¹ Якутская мудрость гласит: «Невидимые нити связывают человека со всей Вселенной»

У Марска есть такие слова: «Мы должны стремиться познавать искусство Рафаэля ¹, не для того, чтобы делать «Второго Рафаэля», а чтобы обогатить свой внутренний мир приближением к Рафаэлю, чтобы не стать глухим к искусству, созданным Рафаэлем». Согласно Фихте каждый живущий может раздвигать свои индивидуальные границы «Я», воплощая ценности, созданные в данном случае Рафаэлем. Тем самым субъект чувствует себя свободным и раскованным.

В «Принципах коммунизма» Энгельс приводит пример: «2 часа - земледелец», «2 часа – музыкант». Если он земледелец, то свой досуг он может посвящать музыке, архитектуре, чтобы эти способности не увядали.

Мы пережили и переживаем две опасности: один из них интернационализация – сзади, а коммерсиализация – впереди. Точнее, коммерсиализация стала частью жизни многих, в том числе и студенческой молодежи.

Если только думать о том, как набить брюхо и накопить барахло, то наше общество не продвинется вперед. А если будете страдать от того. Что гибнет природа. Взрываются самолеты, где-то льется кровь воюющих людей, то вы смотрите на мир другими глазами. Вы видите его более объемным. Вас привлекает иное бытие. Вам известны другие радости и горести.

В данном случае единственное – быть и оставаться правдивым в этом целостном мире. И здесь лучше избегать крайности: то фольклор запрещали, то в парк ходить нельзя было. Не поддаваться тревоге, панике. Воспитание не любит беспорядка, суеты. Безусловно, у преподавателя должна быть цельная гражданская позиция.

Воспитание происходит, таким образом. И через мировоззрение. А мировоззрение – это и знание. На конференции, посвященной профессиональной ориентации студента, было отмечено, что воспитание основывается и на профессионализме. Это правильно. Воспитание основывается и на знании. Но мировоззрение не только знание, но и оценки, умение оценивать события с точки зрения – хорошо или плохо? Поэтому. Чтобы студент не заблуждался, лучше не искажать факты, ничего не скрывать, объяснить, что сегодня события происходят так-то. Научить правильно осмысливать факты и события. Не должно быть боязни того, что это плохо, а это хорошо. При этом дать возможность самим разобраться. Конечно, нужно ориентироваться и на глубину понимания. В этом случае мировоззрение

____________________

¹ Рафаэль Санти (1483-1520), итал. Живописец и архитектор. Представитель высокого Возрождения. С классической точностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

предполагает и программу действий, т.е. методологию. Методология выступает как способ познания закономерностей социальной реальности.

Отсюда видно, что в своей сущности мировоззрение – это такая форма общественного сознания, которая необходима студенту для повседневной ориентации в его познавательном и воспитательном процессе и жизнедеятельности. Поэтому воспитание реализуется сквозь призму мировоззрения.

Литература

1. Камю Альбер. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. –М., 1990. - С.30.

2. Новиков А.Г. Традиционное мировоззрение саха // О менталитете саха. – Якутск, 1996. С.21-45.

Библиографическая ссылка

Новиков А.Г. Воспитание студента как субъекта мировоззрения // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5131 (дата обращения: 19.04.2021).



Сертификат Получить сертификат