Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
использование метода проектов при обучении студентов педагогического вуза
Гулиянц С.Б.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Гулиянц С.Б.

Московский гуманитарный педагогический институт

Москва, Россия

Сегодня метод проектов все активнее используется учителями школ г. Москвы. Работая не первый год на курсах повышения квалификации в Московском гуманитарном педагогическом институте, нами был проведен опрос среди учителей английского языка из разных школ города. Целью данной работы было выяснить, что знают учителя про метод проектов, использовался ли ими этот метод при обучении школьников иностранным языкам, если да, то какие задачи они перед собой ставили, и были ли довольны результатами. Опрос проводился в течение 4 лет (по 60 учителей в год). Возраст участников был очень разным от 25 до 60 лет. Из 240 опрошенных, все хотя бы раз в жизни слышали о таком методе. При этом 44 из них никогда не использовали данный метод в работе. Остальные участники ответили, что использовали метод проектов для развития творческих способностей (131), самостоятельности (119), коммуникативных навыков (106), повышения мотивации (102), развития навыков и умений самостоятельной работы (97), познавательной самостоятельности (72), расширения кругозора (71), улучшения логики (58) и инициативности (37) учащихся. Большинство учителей отметили, что метод проектов учит учиться. Из 196 учителей результатами своей работы были довольны 77, частично удовлетворены 63, не довольны 56 участников опроса.

Во время бесед с учителями и анализа полученных данных, были выявлены причины таких результатов. Во-первых, большинство учителей имеют неверное представление о методе проектов. Вместо создания проектов, их защиты, а затем активного практического применения результатов своей работы, ребята пишут бесконечные рефераты, а сама суть метода проектов остается для многих учителей загадкой. Во-вторых, они не знают, как грамотно организовывать подобную работу, как правильно использовать метод проектов на уроках, как лучше подготовить учеников к самостоятельной работе, как развить их познавательную самостоятельность. В-третьих, учителя ожидают немедленных и только положительных результатов после первого же проекта.

Таким образом, данные, полученные в ходе опроса и бесед, доказывают, что метод проектов довольно активно используется учителями английского языка школ города Москвы, однако они не всегда обладают достаточными для этого знаниями, умениями и навыками. Более того, с каждым годом метод проектов становится все более популярным. Так с каждым годом количество учителей, которые никогда не использовали метод проектов в своей работе, в среднем уменьшалось на 5 человек. Однако, это не означало, что качество знаний о методе проектов резко улучшалось, и все участники проектирования четко осознавали, что такое метод проектов, как с ним нужно работать и как его следует грамотно использовать.

Анализ научной литературы по данному вопросу также показал, что, хотя метод проектов из года в год приобретает все больше сторонников, идет, как считала и Е.С. Полат, смешение и даже подмена понятий. Сегодня проектом стали называть практически любое мероприятие, а отсутствие системности в разработке теории и практики осуществления проектов снижает эффективность как иноязычной речевой, так и предметной деятельности. На данный момент слабо раскрыта психолого-педагогическая сущность проектной деятельности, дидактические возможности и функции метода, нет целостной модели проектной деятельности, не разработана система, включающая различные виды постепенно усложняющихся проектов, как для учащихся школ, так и для студентов высших учебных заведений, отсутствуют необходимые учебные пособия и разработки.

Получив такие результаты, был сделан вывод, что с методом проектов будущих учителей необходимо подробно знакомить еще при обучении в вузе. Изучая возможность использования метода проектов при обучении студентов педагогического вуза, было решено, что необходимо, чтобы во время проектной деятельности самих студентов работа была организована таким образом, чтобы они в дальнейшем смогли бы грамотно использовать этот метод в своей будущей профессии.

Вся работа должна состоять из нескольких этапов. Первый - это мотивационно-ценностный этап. Он предполагает определение специфики и возможностей учебных предметов учащихся, например, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов, а также формирование ценностных ориентаций и мотивов по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом студенты должны выполнять простейшие самостоятельные задания, дающие возможность получить первые навыки самостоятельной деятельности, требующие от участников простых репродуктивных действий и развивающие их мотивационную готовность к самостоятельной работе и будущей профессиональной деятельности. При этом студентов необходимо познакомить с историей метода проектов, его характерными чертами, особенностями организации, проведения и оценивания проектной работы, изменением роли учителя.

На первом этапе проводится и первый групповой творческий проект, который является одним из самых эффективных для повышения мотивации. Ведь творческие проекты являются одними из самых простых и интересных для участников проектирования и предполагают соответствующее оформление результатов. Именно с этого типа проектов и рекомендуется начинать работу с учащимися. Ведь они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и подчиняется жанру конечного результата. При этом, работая над творческими проектами, студентам можно предложить групповую форму работы. Ведь начинать новую работу вместе всегда веселее, а постигать новое – проще.

Второй этап - содержательный, на нем происходит вооружение знаниями об организации деятельности, то есть базой для работы. Данный этап предполагает теоретическую подготовку студентов: более подробное знакомство с методом и типологией проектов, предоставление понятийного аппарата, где четко прописано, как правильно обосновать актуальность исследования, наметить цель работы, определить задачи, четко обозначается структура проекта и план действий. Студентам объясняют, как правильно оценивать каждый из видов проектов, знакомят, с какими трудностями может столкнуться учитель и его ученики, учат, как грамотно составить презентацию и правильно организовать защиту, и как целесообразнее использовать результаты проектных заданий на практике. Практическая подготовка предполагает целенаправленное систематическое и постепенное развитие необходимых знаний, умений, навыков студентов. На втором этапе работы действия студентов постепенно меняются с репродуктивных на репродуктивно-продуктивные. При этом учащиеся выполняют свои первые информационные проекты, учитывающие их будущую профессиональную деятельность.

Информационные или ознакомительно-ориентровочные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, предполагают ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобные проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над ними. Так как структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, то она предполагает предмет информационного поиска, аналитическую работу над собранными фактами, обобщение, выводы, заключение и оформление результатов. На этом этапе студентам можно предложить как групповые, так и парные или индивидуальные формы работы. В данном случае выбор преподавателя должен опираться на уровень подготовки учащегося, его мотивационную и психологическую готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Преподавателю следует быть готовым к тому, что у студентов могут возникнуть вопросы, связанные с организацией самостоятельного информационного поиска, анализом и обобщением полученных фактов, грамотным созданием понятийного аппарата исследования. Именно на этом этапе преподавателю необходимо выступить помощником, готовым не просто дать правильный ответ, а способным подсказать, как этот ответ найти.

Третий этап - профессионально-деятельностный, на котором происходит реализация полученных знаний, умений, навыков и приемов учебно-познавательной и практической деятельности. На этом этапе действия студентов постепенно меняются с репродуктивно-продуктивных на репродуктивные. При этом студенты выполняют сначала личностные исследовательские, а затем и личностные профессионально-ориентированные исследовательские проекты.

Исследовательские проекты являются одними из самых сложных, а потому требуют от участников проектирования определенных знаний, умений и навыков. При этом необходимы хорошо продуманная структура, обозначение целей, обоснование актуальности предмета исследования, обозначение источников информации, продуманные методы, результаты. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют похожую структуру. То есть, необходимы аргументация актуальности, принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования. При использовании данных проектов при обучении необходимо учитывать готовность учащихся к такому высокому уровню проектирования.

Предлагая же профессионально-ориентированные проекты, развиваются не только познавательные активность и самостоятельность, но также и профессионально значимые качества. Подобный вид деятельности является действительным мотивационным фактором, способствующим развитию потребности в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании. А также он обеспечивает готовность к применению полученных знаний на практике в будущем.

Последний этап - аналитико-корректировочный. Он предполагает анализ и коррекцию реализации полученных знаний, навыков и умений, подведение итогов; показывает, насколько хорошо студенты подготовлены к будущей профессиональной деятельности. Ведь сформированные в период обучения знания, навыки и умения, выступают затем в качестве профессионально-личностного развития профессионала. Человека, готового к профессиональной деятельности, осознавшего и овладевшего процессами этой деятельности, способного творчески и самостоятельно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность; субъекта будущей профессиональной деятельности.

Представленные этапы будут работать успешнее, являясь органичным элементом учебного процесса, который будет проводиться планомерно и систематически и носить целенаправленный характер. Следуя им, сначала студенты должны научиться работать самостоятельно, а после приобретения необходимых знаний, умений и навыков, они начинают работу над проектными заданиями. При этом, они не только выполняют проекты разных типов (в зависимости от этапа работы), они получают всю необходимую информацию для организации подобной работы в своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, использование метода проектов при обучении студентов педагогического вуза формирует культуру студента, готового развиваться и совершенствоваться, организует активное взаимодействие студентов как друг с другом, так и с преподавателями, формирует необходимые для будущей профессии качества личности. Выполнение же профессионально-ориентированных проектов поможет студентам увидеть зону ближайшего профессионального развития, подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, воспитанности и зрелости. А полученные во время такого обучения в вузе знания, навыки и умения, действительно пригодятся в жизни.

  1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. - 1991 - №3.

  2. Минакова Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка: моногр./М-во образования и науки РФ, Гос. образоват. учреждение высш. проф. Образования «ОГУ». – Оренбург: ГОУ ОГУ. – 2008.

  3. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура// Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - №9.

  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. - №2.

  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. - №3.

  6. Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя// Педагогическое образование и наука.- 2000.- №1.

5

Библиографическая ссылка

Гулиянц С.Б. использование метода проектов при обучении студентов педагогического вуза // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5112 (дата обращения: 23.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 2

Пархоменко Татьяна Леонидовна
11:35, 29 марта 2010
Какие методы на аналитико-коррекционном этапе помогают Вам определить, что студент освоил навыки проектной деятельности?
Коробкина Татьяна Владимировна
12:38, 17 декабря 2010
Какими стартовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать студент для успешной работы над проектами?

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка