Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Когнитивные особенности построения картины мира
Мишина Т.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Т.В.Мишина

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРТИНЫ МИРА

В результате взаимодействия человека с окружающей действительностью, на основе его личного опыта и чувственного восприятия, путем познания, научения и осмысления различный явлений, в том числе норм, верований и правил поведения, складываются представления о культуре, в которой он живет и о мире в целом.

С позиции когнитивной науки культура этоидеализированная когнитивная система — система знаний, верований, ценностей — которая существует в умах индивидуальных членов общества. Культура есть ментальное оснащение, которое члены общества используют в ориентировании, совершении, обсуждении, определении, категоризации и интерпретировании актуального социального поведения в их обществе. Это средство, при помощи которого члены общества вырабатывают соответствующее социальное поведение и интерпретируют соответствующим образом поведение других. Социальное поведение имеет место в реальном физическом мире. Это вещи, которые люди в данный момент говорят и делают. Культура существует в умах человеческих индивидов, но индивиды пользуются сообща не одной и той же когнитивной моделью своей культуры, также как они используют именно не одну и ту же когнитивную модель языка (они различаются, к примеру, по диалектам и идиолектам). По причине разного биологического наследства, уникальности исторического пути личностей, различия ролей, выполняемых индивидами в обществе, отдельные члены общества имеют различные когнитивные модели общественной культуры. В течении возрастания каждый индивид конструирует модель или теорию общественной культуры. Поскольку это есть персональная модель, она только отчасти разделяется другими членами общества. Индивидуальная модель культуры не вмещает в себя целиком весь когнитивный мир индивидуума. Когнитивные миры индивидов также включают в себя знания, верования и ценности, которые есть результат уникального человеческого опыта. Как следствие, они могут рассматривать эту внутреннюю конструкцию как имеющую внешнего двойника.

Таким образом, важнейшим и основополагающим принципом когнитивной науки, является трактовка человека (познающего субъекта) как действующего, активно воспринимающего информацию и интерпретирующего новое знание в соответствии со своей ментальностью и он должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека – описываться и объясняться в терминах его внутренних состояний. Эти состояния физически проявлены и наблюдаемы.

Картина мира, которую можно назвать знанием о мире, так же лежит в основе индивидуального и общественного сознания. Когнитологи выделяют концептуальную и языковую картины мира. Концептуальная - строится на основе концептов - ментальных содержательных единицах памяти народа. Язык же выполняет требования познавательного процесса. Концептуальные картины мира у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и т.д. Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определенных условиях близкие концептуальные картины мира, а люди, говорящие на одном языке – разные. Следовательно, в концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное.

Между картиной мира, как отражением реального мира, и языковой картиной мира, как фиксацией этого отражения, существуют сложные отношения: границы между ними кажутся зыбкими, неопределенными. Поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, то его концептуальная картина мира постоянно меняется, перерисовывается, тогда, как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений.

Решая проблему соотношения концептуальной и языковой картин мира, исследователи пытаются установить, как происходит формирование тех или иных концептов. Они выделяют целый ряд базисных когнитивных категорий (концептов), которые являются универсальными, ибо отражают единый для всех когнитивный процесс. К таким универсальным концептам относятся пространство, время, число, дружба и др.

В процессе жизни конкретного современного человека языковая картина мира предшествует концептуальной и формирует ее, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку. Именно в языке закрепляется общественно-исторический опыт - как общечеловеческий, так и национальный. С одной стороны, условия жизни людей, окружающий их материальный мир определяют их сознание и поведение, что находит отражение в языке, прежде всего в семантике и грамматических формах. С другой - человек воспринимает мир преимущественно через формы родного языка, который детерминирует человеческие структуры мышления и поведения.

Живя в языковом обществе, человек обогащает свою концептуальную систему не только благодаря личному опыту, но и благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт — как общечеловеческий, так и национальный. Последний и определяет специфические особенности языка на всех его уровнях. Это приводит к появлению специфики разных языков, что, в свою очередь, ведет к возникновению специфических языковых картин мира у представителей разных народов. Но существуют также и индивидуальные картины мира, которые несколько отличаются у разных людей.

Язык - факт культуры, он составная часть культуры, которую мы наследуем, и одновременно ее орудие. Культура народа вербализуется в языке, именно язык аккумулирует ключевые концепты культуры, транслируя их в знаковом воплощении - словах. Создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения, т.е. антропоцентризма, который пронизывает весь язык. По словам Ю.С. Степанова концепт это «ячейки культуры» и их изучение помогает выявить особенности мировосприятия народа, представить концептуальную и национальную картины мира.

Библиографическая ссылка

Мишина Т.В. Когнитивные особенности построения картины мира // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4895 (дата обращения: 19.04.2021).



Сертификат Получить сертификат