Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Диалог как принцип политической практики
Борисенко Ольга Адреевна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Диалог как принцип политической практики

Борисенко Ольга Андреевна

Аспирант

Читинский Государственный Университет, Чита, Россия

В данной работе рассматривается такая разновидность социального диалога, как политической диалог, то есть такую форму демократического общения, которая так или иначе связана с деятельностью органов власти: либо власть является одним из субъектов диалога, либо действия властных структур являются предметом обсуждения, либо и то и другое. Политический диалог - важнейшая разновидность диалога, так как решения, действия власти оказывают прямое или косвенное воздействие на всех граждан.

«Диалог» - в словарях трактуется как «форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами»1, как «форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик»2. В некоторых источниках подчеркивается, что диалог - это, прежде всего «способ поиска истины в ходе беседы, спора или дискуссии, способ нахождения согласованного решения, преодоления конфликтов и трений в совместной социальной жизнедеятельности»3. Слово «диалог» происходит от греческого «dialogos». Приставка dia, в данном случае соответствующая в русском языке значениям «раз», «через» и обозначает при этом законченность действия; а корень logos широко используется в значении «слово», «повествование». Следовательно, как отмечает исследователь журналистики Е.П. Прохоров, «диалог» в широком значении - это такое речевое общение с использованием всего многообразия средств, «в ходе и результате которого возникают удовлетворяющие всех результаты, т.е. «разговоры с договоренностью», а не просто обмен идеями, репликами, высказываниями»4. Данное определение хорошо выявляет суть определяемого понятия, но является недостаточно лаконичным. Диалогом можно назвать как процесс общения, двусторонней коммуникации, изначально направленный на достижение консенсуса и поиск истины. Диалог обычно противопоставляется монологу - процессу односторонней коммуникации, когда информация движется лишь в одном направлении. Ведя речь о двусторонней коммуникации в обществе, исследователи чаще всего употребляют понятие «социальный диалог». Это достаточно широкое понятие. Любой диалог, ведущийся в человеческом обществе, является социальным.

Диалог как принцип политической практики, раскрывающий внутреннюю сущность понимания политического партнера, был известен еще в античности. Одно из величайших открытий сократических диалогов Платона – вывод о том, что вопрос, вопреки общепринятому мнению, труднее ответа. Вспомним известный спор о способе ведения беседы в «Протагоре» Платона. Когда собеседники Сократа не сумели найти ответа на его затруднительные вопросы, они постарались изменить тактику и занять показавшуюся им более выгодной позицию спрашивающего – и именно тогда они потрепли окончательное поражение.

«Политический диалог (греч. - разговор, беседа) - способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества»5.

Политический диалог основывается на следующих принципах: научности; партийности; единства теории и практики; признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. Искажение любого из этих принципов приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, что, в конечном счете, ослабляет развитие демократии.

Для осуществления диалога необходимо социально-политическое противоречие, которое в результате осуществления политического диалога должно быть либо разрешено, либо сохранено в том или ином виде без значительного ущерба для социально-политической целостности. Кроме того, политический диалог можно понимать как установку политической культуры субъектов, в разрешении социально-политических проблем.

Главной задачей политического диалога является самореализация партнеров. В контексте диалога культур данная проблема перерастает в актуальность самореализации каждой политической культуры в едином политическом пространстве современного мира. До сих пор в мировой политической практике только западная культура находила самореализацию, навязывая свои принципы другим в качестве универсальных. Признавая равноправие политических культур нельзя не признать и право на самореализацию.

В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества.

В процессе политического диалога различают лояльные и нелояльные приемы его проведения. Лояльные приемы: концентрация аргументов в свою пользу; аргументы должны быть систематизированы по объективности и фактической основе; поиск слабых аргументов в политической позиции противника; никогда не доказывать очевидного, ясного для аудитории, что приводит к профанации позиции субъекта политического диалога. Нелояльные приемы: уклонение от предмета обсуждения политического диалога; обращение к личностным характеристикам спорящих; привлечение аудитории для поддержки своей политической позиции; угроза применения силы: от угрозы сворачивания политического диалога до физической расправы над политическим оппонентом6.

Структура политического диалога:

1) оппонент - субъект, предлагающий решение политической проблемы или просто ставящий, формулирующий ее;

2) оппонент - субъект, критикующий положения, высказываемые оппонентом в устной или письменной форме;

3) аудитория - группа субъектов, при которых и ради которых ведется политический диалог;

4) средства массовой информации как средство ведения заочного политического диалога.

В политическом диалоге присутствуют противники, которые выступают в качестве носителей противоположных идеологий и интересов в рамках единой социально-политической ситуации. В условиях развитой демократии различие в политических позициях естественно, но существует достаточно разработанная процедура политического диалога, который способствует преодолению противоречий, кроме того, сама политическая среда ориентирована на осуществление диалога, поскольку разрыв между действительностью и проблемным пространством политики не так велик. Когда политические проблемы не связаны с кризисностью социокультурной целостности, они вполне разрешимы в рамках диалога.

1 Российский энциклопедический словарь. - Кн.1. / Под ред. A.M. Прохорова. - М, 2001. - 1024 с.

2 Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М., 1998. - 488 с.

3 Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М., 2001. -С. 159.

4 Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М: 2001. - С. 129.

5 Политический словарь // [Электронный ресурс]: http:// www.33333.ru

6 Политический словарь // [Электронный ресурс]: http:// www.mirslovarei.com

Библиографическая ссылка

Борисенко Ольга Адреевна Диалог как принцип политической практики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4870 (дата обращения: 19.04.2021).



Сертификат Получить сертификат