Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Величко А.Г., Иващенко В.П., Ясев А.Г., Климашевский Л.М., Британ В.Т., Потап О.Е., Рожков А.Д.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Величко А.Г., Иващенко В.П., Ясев А.Г., Климашевский Л.М.,

Британ В.Т., Потап О.Е., Рожков А.Д.

Национальная металлургическая академия Украины

Днепропетровск, Украина

Педагогическая квалификация определяется совокупностью знаний и умений, которые необходимы преподавателю для обучения студентов. К ним относятся, например, знания организации и содержания учебного процесса, структуры и содержания учебных планов и других учебных документов, умения подготавливать и проводить учебные занятия, навыки коммуникации со студентами и коллегами.

Педагогическая квалификация (наряду с общей научной и научно-технической квалификацией по специальности) преподавателей высших технических учебных заведений является важной составляющей их эффективной профессиональной деятельности.

Общую научную и научно-техническую квалификацию преподаватели высших технических учебных заведений приобретают на протяжении достаточно длительной учебы в качестве студента, аспиранта (или докторанта) в признанных научных школах ведущих вузов, и высокий уровень этой подготовки не вызывает сомнений.

В то же время, педагогическая квалификация, которая формируется в основном на базе практического опыта (своего, коллег по кафедре и вузу, ведущих профессоров, которые их учили), имеет мало формализированный, неупорядоченный, ограниченный по содержанию, форме и совокупности педагогических приемов характер. Получение фундаментального педагогического образования, которое предоставляют высшие учебные заведения педагогического профиля, для преподавателей, которые уже имеют высшее техническое образование, нереально из-за продолжительности и целевой направленности учебного процесса в этих вузах. Короткие курсы, например, «Основы педагогики», которые читаются для аспирантов и молодых преподавателей технических вузов, также не являются достаточно эффективными для реального формирования педагогической квалификации.

Известны разработки ведущих педагогов, которые содержат ценные рекомендации относительно подготовки и проведения определенных видов занятий. Однако они не охватывают всего комплекса вопросов организации учебного процесса в высших заведениях технического профиля. Кроме того, эти разработки базируются на нормативно-организационных особенностях другого времени, и потому современному преподавателю тяжело соотнести их с актуальными сегодня реалиями учебного процесса.

Наиболее эффективным и реальным (с нашей точки зрения) путем овладения основами и повышения педагогического мастерства является самостоятельное изучение сжатого по объему, но полного по содержанию, тщательным образом отобранного на основе обобщения опыта ведущих преподавателей-практиков, материала относительно подготовки и проведения основных видов учебных занятий, организации учебного процесса и его документального сопровождения.

Авторами на основе собственного многолетнего опыта работы преподавателями высшего технического учебного заведения разработана концепция решения этой сложной и важной задачи.

Основные положения концепции определяют:

- представление педагогической деятельности в высшем техническом учебном заведении как системы взаимодействующих субъектов;

- номенклатуру основных субъектов учебного процесса и требования к их квалификации и компетенциям;

- виды и структуру работ, которые включает педагогическая деятельность в высшем техническом учебном заведении;

- особенности различных видов взаимодействий (делового, поведенческого, коммуникативного) субъектов учебного процесса;

- единый подход к рассмотрению разных видов педагогической деятельности;

- отношение к студенту как равноправному участнику учебного процесса;

- практическую направленность и лаконичность рекомендаций.

Эти положения концепции реализованы в опубликованном учебном пособии, которое рекомендовано Министерством образования и науки Украины к использованию в высших технических учебных заведениях.

Материалы разработки успешно используются при чтении лекций по педагогике высшей школы молодым преподавателям, слушателям ФПК, аспирантам и магистрам соответствующих направлений подготовки.

Библиографическая ссылка

Величко А.Г., Иващенко В.П., Ясев А.Г., Климашевский Л.М., Британ В.Т., Потап О.Е., Рожков А.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4855 (дата обращения: 25.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 3

Чухлеб Виталий Леонидович, доцент, кандидат технических наук
17:57, 9 декабря 2009
Я имел возможность уже ознакомиться с самой книгой. Считаю, что она является и полезной и своевременной для преподавательского состава. Особенно это касается МОЛОДЫХ преподавателей. При становлении их АВТОРСКОГО стиля является главным вовремя поданная помощь более опытных преподавателей. Именно такими и являются авторы данной книги. Дополню сказанное тем, что сам я сумел подчерпнуть новую информацию,несмотря на уже имеющийся опыт. Считаю, что данная книга представляет интерес для всего преподавательского состава высших учебных заведений.
Введенская Татьяна Юрьевна, зав. кафедрой перевода Национального горного университета ,Украина
09:07, 4 марта 2010
Заинтересовавшись названием пособия, с некоторым недоверием взяла в руки данную книгу. Однако буквально с первых страниц была приятно удивлена четкостью и лаконичностью изложения. Мне, как молодому заведующему кафедрой, было сложно найти ответы на вопросы, часто возникающие при работе в техническом вузе.И очень часто возникала потребность иметь под рукой такую настольную книгу, в которой можно без труда найти описание всех аспектов образовательной деятельности. Хочу сказать огромное спасибо авторам данного практикума и думаю, что большая часть начинающих преподавателей искренне ко мне присоединиться.
Завідувач кафедри політичної історії, професор Ніколаєнко В.І. Кандидат історичних наук, доцент кафедри політичної історії Мешковая С.І.
14:59, 27 апреля 2010
В останні десятиліття у вищих технічних навчальних закладах України відчувається гострий дефіцит сучасних, теоретично обґрунтованих розробок щодо організації навчального процесу, його вдосконалення та модернізації відповідно до новітнього європейського стандарту. Саме тому „Педагогічний практикум для викладача вищого технічного навчального закладу”, створений колективом авторів Національної металургійної академії України (м. Дніпропетровськ) є актуальним і своєчасним.
Автори здійснили узагальнюючий аналіз традиційних форм організації навчального процесу, таких як лекція, лабораторне і практичне заняття, семінар, індивідуальне заняття, консультація; надали конструктивні методичні рекомендації щодо їх проведення. Поряд з тим, окрему увагу приділено проведенню тренінгів, використанню під час академічних занять комп’ютерних програм, надано рекомендації щодо засобів діагностики рівня засвоєння навчального матеріалу, інтегральної оцінки результатів виконання індивідуальних завдань тощо.
Особливе зацікавлення викликає стислий, але змістовний аналіз проблеми організації самостійної роботи студентів, як невід’ємної складової навчального процесу в сучасній вищій школі. Достатньо уваги приділено виховній роботі та психологічному аспекту роботи зі студентською молоддю.
Важливо підкреслити універсальність посібника, оскільки він не обмежується рекомендаціями лише викладачам технічних дисциплін, а й враховує специфіку викладання гуманітарних наук.
Практикум має послідовну, логічну, чітку структуру. Частина інформації відображена в таблицях та у відповідних додатках, які виграшно ілюструють основний матеріал.
Даний посібник, безумовно, стане у нагоді і викладачам-початківцям і досвідченим педагогам, що прагнуть вдосконалити власну викладацьку діяльність, пристосуватися до прогресивних освітніх вимог.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка