Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Обучение менеджеров гостиничных предприятий
Богачик Е.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Обучение менеджеров гостиничных предприятий

Богачик Е.В. (Россия, Сочи)

Гостиничная индустрия в России активно развивается. Количество гостиниц за пять лет удвоилось, - от 3872 до более 6 тысяч за период 2002-2007 г. [1]. Спрос на квалифицированные кадры, соответственно, растет. Только для вновь созданных 7 туристско-рекреационных зон требуется примерно 47 тысяч новых работников, из них 13% - с высшим профессиональным образованием. В Краснодарском крае до 2016 г. прогнозируется спрос на 10 -11 тысяч работников гостиничных предприятий [2]. Нехватка управленческого персонала ощущается практически в любой гостинице, хотя менеджеров для сферы туризма выпускают 282 отечественных вуза и 36 средних специальных заведений [3].

На рынке труда существует дисбаланс. Работодатели утверждают, что «индустрия гостеприимства буквально задыхается от дефицита …специалистов среднего звена» [4]. При этом, по мнению зам. руководителя Федерального агентства по туризму Н. Шенгелия, «существует страшный перебор кадров по специальности «менеджер туристского и гостиничного бизнеса». Вузы готовят руководителей, а в результате этот «специалист» вряд ли готов быть секретарем» [5]. В результате всего 20% выпускников трудоустраиваются по специальности, в гостиничной отрасли; и 65-70% молодых специалистов увольняются в первые два года работы [6].

Проблема качества обучения менеджеров гостиничных предприятий – причина дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. Отечественные учебные заведения, готовящие кадры для отрасли, на 80% являются непрофильными [3]. А потому для них характерна слабая профессиональная практическая подготовка. Например, у выпускников отсутствуют знания законодательных актов и стандартов по вопросам обслуживания и безопасности гостя [6]. «Не секрет, что большинство молодых специалистов приходится доучивать и переучивать, - отмечено в докладе Российского союза туриндустрии. - Наиболее типичными недостатками подготовки кадров является низкий уровень практических знаний выпускников, слабое знание языков и современных информационных технологий» [4].

В целях улучшения системы подготовки и повышения квалификации кадров при Федеральном агентстве по туризму был создан Межведомственный экспертный Совет по подготовке кадров. Необходима разработка стратегии обучения кадров в отрасли, новые образовательные стандарты, новые специальности и специализации. Необходимо создание тренинговых гостиниц на базе вузов по западному образцу, где студенты работают и учатся одновременно [5]. Необходимо повышение квалификации преподавательского состава российских вузов, в партнерстве с ведущими отелями или международными учебными заведениями, по единым программам Всемирной Туристской Организации ООН [7].

В настоящее время гостиницы решают проблему путем повышения квалификации менеджеров на рабочих местах, например, через программы наставничества. Так, в сети гостиниц Azimut Hotels Company [8] были разработаны и введены новые программы наставничества и максимально увеличено использование IT – технологий и конференций.

Практически все международные гостиничные сети имеют собственные стандарты обслуживания, на базе которых разработаны обучающие программы. Гостиничные сети имеют свои учебные центры, которые используются для обучения менеджеров нижнего и среднего звена, а для подготовки менеджеров высшего уровня приглашаются либо специалисты со стороны, либо они отправляются на обучение за рубеж, так как до сих пор мировыми лидерами обучения в гостиничной индустрии является Европа и США. Также целесообразно в штате гостиничной сети иметь внутреннего тренера, как например в InterContinental Hotels Group [9].

С нашей точки зрения, при обучении менеджеров должны обязательно проводится следующие виды тренингов: вводный или адаптационный тренинг; кросс – тренинги; тренинг по работе с клиентами; тренинг по командообразованию; психологические тренинги на стрессоустойчивость; мини-тренинги по иностранному языку.

В настоящее время гостиницы должны стать самообучающимися организациями. Это сводится к тому, что менеджер может и должен сам уметь обучать своих подчиненных до достижения какого-то определенного уровня. Поэтому менеджер должен сам учиться и уметь выполнить все то что, делают его подчиненные.

Таким образом, необходимо постоянное непрерывное развитие и обучение менеджеров гостиничных предприятий с учетом быстро изменяющейся окружающей среды бизнеса, - только такой подход к подготовке дает конкурентоспособность на долгосрочную перспективу. Способность учиться на протяжении всего срока работы превращается в ключевой, определяющий фактор конкурентоспособности индивидуума и организаций.

Литература:

  1. Россия в цифрах. 2007. – М.: Росстат, 2007, с.152.

  2. Туристско-рекреационным зонам России требуются кадры. - http://www.travel.ru/news/2009/03/25/168179.html

  3. Сирый В., Ярков С., Сокирянский Ф. Состояние системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства // Гостиничное дело, 2008, № 4, с. 65 – 68.

  4. Отчетный доклад президента Российского союза туриндустрии XI съезду РСТ. - http://www.ratanews.ru/svod.doc

  5. Тренажёрные гостиницы выведут российских специалистов на мировой уровень.- http://www.moshotel.ru/index.php?act=article&id=575

  6. Жукова Т. Обманутые ожидания директора по персоналу.// Отель, 2009, № 1, с. 22 – 25

  7. About the UNWTO Education, Training and Knowledge Management Department (UNWTO.EKM) - http://ekm.unwto.org/english/index.php

  8. Жукова Т. Антикризисный менеджмент гостиничных сетей. // Отель, 2009, № 4, с.58-61.

  9. Климентова О. Опыты на людях. // Отель, 2009, № 2, с. 19 - 25

Библиографическая ссылка

Богачик Е.В. Обучение менеджеров гостиничных предприятий // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4599 (дата обращения: 17.09.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка